Институт мировой культуры МГУ
- 1 year ago
- 0
- 0
Институт художественной культуры , также известен как Государственный институт художественной культуры , ( ГИНХУК , Гинхук ) — научно-исследовательская организация и творческое объединение в Петрограде — Ленинграде , занимавшееся вопросами теории и истории художественной культуры. Создан в 1923 году на базе Музея художественной культуры и просуществовал до 1926 года.
В Институте художественной культуры в разное время работали К. С. Малевич , В. Е. Татлин , М. В. Матюшин , Н. Н. Пунин , И. Г. Чашник , Л. М. Хидекель и другие видные деятели русского искусства первой половины XX века. Новаторские изыскания Института художественной культуры оказали заметное влияние на развитие изобразительного и прикладного искусства XX века.
В 1918 году здание бывшего особняка Мятлевых было национализировано и передано Наркомату Просвещения. В этом здании базировался отдел изобразительных искусств (ИЗО) Наркомпроса , проводивший большую работу по формированию нового советского искусства. В нём работали многие крупные деятели русского авангарда и будущие сотрудники ГИНХУКа ( Н. Н. Пунин , О. М. Брик , В. Маяковский , К. С. Малевич и др.). Здесь же был основан Музей художественной культуры — один из первых музеев в России новых течений в искусстве.
В 1923 году Павел Филонов на музейной конференции от имени «группы левых художников» предложил преобразовать Музей художественной культуры в Институт исследований культуры современного искусства. В октябре 1924 года это предложение было реализовано и музей был преобразован в научное учреждение, получившее название Институт художественной культуры. Директором стал Казимир Малевич, который в конце 1922 года вместе с группой учеников из Витебска переехал в Петроград и с августа 1923 года возглавлял Музей художественной культуры. Заместителем директора стал Николай Пунин. В марте 1925 года решением Совнаркома Институт художественной культуры был утверждён в качестве государственного учреждения и стал называться Государственным институтом художественной культуры (ГИНХУК) .
Институт художественной культуры как научная организация и как творческое объединение стал школой профессионального мастерства для большой плеяды ленинградских художников 1920-х — 1930-х годов; в частности, аспирантами и практикантами института были Ю. А. Васнецов , В. И. Курдов , А. А. Лепорская , К. И. Рождественский , В. В. Стерлигов , Н. М. Суетин , Е. И. Чарушин , И. Г. Чашник , Л. М. Хидекель и ряд других. Результаты деятельности Институт художественной культуры демонстрировались на отчётных выставках, проходивших в 1924—1926 годах. Художники Института в пространственных структурах произведений стремились претворять принципы формообразования в природе.
10 июля 1926 года в « Ленинградской правде » вышла статья «Монастырь на госснабжении» Г. Серого (псевдоним искусствоведа Григория Сергеевича Гингера), в которой утверждалось, что существование Института — напрасная трата государственных средств; декларировался бессмысленный формализм деятельности Гинхука и даже политическая вредоносность. Осенью 1926 года Институт художественной культуры прекратил своё существование как самостоятельное исследовательское учреждение; часть его отделов были слиты с Государственным институтом истории искусств , находившемся в соседнем здании на Исаакиевской площади , а ценная коллекция русского авангарда поступипа в запасники Русского музея .
В 1923 году были созданы исследовательские отделы Музея художественной культуры (которые затем были преобразованы в отделы затем Института художественной культуры) по изучению новейших течений в искусстве:
В каждом отделе были штатные сотрудники и практиканты. На 1925—1926 годы в составе Института художественной культуры было около тридцати человек.
Главной целью деятельности института была выработка «универсальной художественной методологии». Работа над ней шла как в теоретическом, так и в практическом плане. Результаты этих исследований имели выход в производство (текстиль, мебель, графика) и в сферу преподавания искусства (создание метода преподавания вне зависимости от индивидуальности преподавателя).