Interested Article - Оборона Севастополя (картина Дейнеки)
- 2021-09-27
- 1
«Оборо́на Севасто́поля» ( 1942 год ) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки . Созданная в Москве , в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге . Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году .
История создания
В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов . По возвращении он побывал в ТАССе , где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал :
Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.
Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: « Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину » .
Художественное решение
Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся тёмно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков .
В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения, о чём впоследствии писал: « Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре. Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать » .
Примечания
- ↑ .
Литература
- // Сто великих картин. — М. : Вече, 2002. — 512 с. — 12 500 экз.
- // Ильина Т. В. История искусств: Отечественное искусство. Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М. : Высшая школа , 2000. — 407 с. — ISBN 5-06-003705-3 .
Ссылки
- 2021-09-27
- 1