Редакция (YouTube-канал)
- 1 year ago
- 0
- 0
Редакция — в текстологии состояние текста , его вид , существенное изменение литературно-художественной формы выражения содержания произведения в целом или значительных структурных, композиционных его частей (глав, разделов, эпизодов и так далее), изменение .
Редакцией произведения считается группа списков (экземпляров произведения), в которых фиксируется сознательное стремление дать особый текст по идейным, стилистическим или иным соображениям .
В. М. Истрин даёт следующее определение:
«Редакцией» будет называться такая переработка памятника, которая была произведена с определённой целью, будучи вызванная или какими-либо общественными событиями, или чисто литературными интересами и вкусами книжника, или целью обрусить сам памятник (например, со стороны языка) и т. п., один словом, — такая переработка, которая может быть названа литературной .
Таким образом, подчёркивается целенаправленность работы книжника. Как отмечал Д. С. Лихачёв , внешние случайные различия между списками не могут служить основанием к разделению списков на особые редакции. Изменения текста, не отражающие воли человека, возникающие в результате невнимательности, ошибок переписчика, случайных утрат или присоединений, изменений во вкусах, составить редакцию не могут. Правило действительно даже в случае крупных количественных изменений. Может быть утрачена половина текста. Оставшаяся половина может самостоятельно переписываться, но пока переписчик не придаст ей какую-то законченность и соответственно доработает текст, нельзя говорить об отдельной редакции, но лишь о дефектном тексте. Противоположной крайностью являются случаи, когда текст в количественном отношении изменён незначительно, но существенно для его смысла. В этом случае речь должна идти о новой редакции. Никакой механический подсчёт изменений, разночтений не является настолько же эффективным для определения наличия редакции, как изучение изменений текста по содержанию .
Против определения редакции как сознательной, творческой переработки предшествующего текста одним лицом выступал М. О. Скрипиль . По его наблюдениям, в ряде случаев черты нового идейно-художественного содержания проникают в список за списком в пределах определённого времени, постепенно меняя традиционный текст . Лихачёв возражал, что придать новое направление всему тексту, особенно идейное, может только значительное по содержанию изменение. В то же время редакция памятника может быть результатом коллективной работы .
Извод представляет собой группу списков, отличающихся общими языковыми изменениями, в том числе хронологическими (поновлениями) или региональными. Если редакция создаётся целенаправленно, то извод формируется стихийно, в результате многократной переписки текста в определённой среде, местности, стране.
Однако часто под редакцией памятника понимается его происхождение по языку (сербская редакция, болгарская, русская и т. д.). В данных случаях понятие «редакция» тождественно «изводу» .
Иногда писец создаёт не только языковые особенности текста, но и вносит сознательные изменения. В этом случае извод совпадает с редакцией .
От редакций отличаются варианты текста — изменения отдельных частей текста, абзацев, отрывков, не влекущие за собой изменения общего замысла и возникшие в результате авторской работы над текстом произведения . Если в группе списков не обнаруживается сознательного стремления изменить текст (не редакция), а есть только вариант текста, образовавшийся в результате нарастания ошибок в процессе переписывания текста и их исправлений и при этом не носящий языкового характера (не извод), такая группа называется видом памятника, видом редакции или просто вариантом текста, группой списков .
От идейной редакции , отражающей изменения идейного характера отличается стилистическая редакция — группа списков, отражающая общие стилистические изменения .