Нюрнбергская хроника
- 1 year ago
- 0
- 0
«Великая хроника» ( зап.-русск. « Летопис, то ест Кройника великая з розных многих кройникаров диалектом русским написана », « Летописец, то есть Кройника великая из разных многих а опытченых авторов и историков диалектом русским ест зложона ») — составной белорусско-украинский хронограф эпохи барокко , своеобразная историческая энциклопедия своего времени, первая серьёзная попытка изложения мировой истории на западнорусском языке . Составлена «Великая хроника» в первой половине XVII века . Место её возникновения точно неизвестно.
Ранняя редакция памятника, наиболее вероятно, белорусского происхождения, более поздняя — украинского. «Великая хроника» имеет компилятивный характер. По жанровому составу — это свод исторических повестей, рассказов и погодных записей.
Основное содержание хронографа — история многих стран и народов, изложенная на основании самых разных историко-литературных источников. Состоит из трёх основных частей: «Хроники всего мира», «Хроники славянорусской» («Хроники славян») и « Хроники литовской и жмойтской ».
В 1-й части, в «Хронике всего мира», описывается далекое прошлое человечества от «сотворения мира» до времени Карла Великого включительно. Значительное место в ней занимает библейская история, история Древней Греции , Древнего Рима , Ближнего Востока и Византии , а также совсем кратко освещено историческое прошлое Западной Европы 1-го тысячелетия н. э. Эта часть хронографа основывается преимущественно на одноимённой хронике польского историка Мартина Бельского (около 1495 — 1575 ).
2-я часть, «Хроника славянорусская», посвящена преимущественно истории древней Руси от основания Киева до 1480 года. Этому предшествуют в произведении краткий обзор библейской истории и различные статьи о происхождении славян и русов. Основным источником этой части была « Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси » Матвея Стрыйковского ( 1547 — около 1593 ). Один из разделов «Хроники славянорусской» называется «Хроника Белой и Чёрной Руси».
3-я часть — «Хроника литовская и жмойтская», также основывается на «Хронике» Стрыйковского. Эта часть «Великой хроники» описывает историю Великого княжества Литовского от легендарного князя Палемона до 1588 года. Дополнительными источниками здесь послужили «Хроника Европейской Сарматии» Александра Гваньини ( 1538 — 1614 ), и литовско-белорусская летопись типа « Хроники Быховца» .
История Древней Руси , Белоруссии , Украины , Литвы и частично России и Польши подается в «Великой хронике» в связи с наиболее важными страницами прошлого других стран и народов как органическая и важная часть всемирной истории. В произведении утверждается идея единства происхождения и истории всего человечества, раскрывается богатство, значимость и величие прошлого славянских народов, которое подается с патриотических позиций. Энциклопедический характер содержания хронографа свидетельствует о большом интересе старобелорусского и малороссийского общества XVII века к зарубежной и отечественной истории, широте взглядов тогдашних читателей, а также о богатстве и разнообразии историко-литературных творений, бытовавших в эпоху барокко на белорусских и украинских землях.
Кроме точных сведений о подлинных исторических событиях «Великая хроника» содержит много мифов, легенд, преданий и литературных обработок, в том числе повести о Троянской войне, Александре Македонском (« Александрия »), Куликовской битве 1380 года и др.
В хронике сопряжено документально-фактографичное описание прошлого с художественно-поэтическим её отражением. «Великая хроника» — важный этап в истории белорусской и украинской литературы и историографии, своеобразный переходный мост от традиционных летописей и хроник к произведениям исторической беллетристики в её сегодняшнем понимании. Она имела большое значение для расширения исторических взглядов и представлений и систематизации знаний жителей Западной Руси о далеком прошлом народов мира. Включение отечественной истории в международный контекст способствовало укреплению их национально-исторического сознания, воспитанию чувства патриотизма.
«Великая хроника» сохранилась более чем в 10 списках: Тобольском (основной), Санкт-Петербургском (Ленинградском, 1740-е гг.), Красноярском (1750 г.), Краковском, Московском, и др. Она широко бытовала на территории Белоруссии и Украины, а в XVIII веке читалась и перезаписывалась даже в Сибири .
История её возникновения, содержания, источников, точности исторических сведений, жанрово-стилевых и других особенностей глубоко и основательно не исследованы.
Большая часть её текста не опубликована (кроме «Хроники литовской и жмойтской», изданной в 1975 году).