Воейков, Александр Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Фёдорович Гильфе́рдинг ( 2 [14] июля 1831 , Варшава , Мазовецкое воеводство , Царство Польское , Российская империя — 20 июня [ 2 июля ] 1872 , Каргополь , Олонецкая губерния , Российская империя ) — российский фольклорист , славяновед, один из крупнейших собирателей и исследователей былин , член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1856). Действительный статский советник .
Родился 2 ( 14 ) июля 1831 года в Варшаве , в семье обрусевшего немца Ф. И. Гильфердинга , директора канцелярии при наместнике Царства Польского ; внук И. Ф. Гильфердинга . Прапрадед его происходил из венгерских дворян католического вероисповедания и переселился в Россию при Елизавете Петровне .
В 15-летнем возрасте был «присоединён к православию». Получил хорошее домашнее образование, изучив несколько языков, а также познакомившись со славянскими наречиями. В 1848 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета . Курс славистических дисциплин проходил у О. М. Бодянского . Примкнул к кружку славянофилов и особенно сблизился с К. С. Аксаковым . В 1852 году окончил Московский университет со степенью кандидата . По указаниям Хомякова начал заниматься санскритом и поместил в 1853 году в «Известиях II отдела Академии Наук» статью « О сродстве языка славянского с санскритским ». Защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра по теме «Об отношениях языка славянского к другим родственным» (1853). Поступил на службу в Министерстве иностранных дел , изучал историю и быт южных славян .
В 1854 году в газете « Московские ведомости », а затем в журнале « Русская беседа » напечатал «Письма об истории сербов и болгар», в которых впервые дал научное изложение древнейшей истории сербов и болгар. В 1854 году Гильфердинг совершил поездку по Северной Германии, после чего издал в журнале « Москвитянин » первую часть своей «Истории балтийских славян» , где развил славянофильский взгляд на историю зарубежных славян. Гильфердинг утверждал, что все славяне имеют объединяющие их самобытные начала и черты, в то же время отделяющие их от прочих народов Европы. Главную черту общности славян Гильфердинг видел в православии, которое считал «исконной религией» всех славянских народов. При этом считал, что в ходе истории произошло «искажение» исходных славянских начал. Так, под влиянием католичества из славянской семьи «исторгнуты» поляки, которые «изменили своим самобытным началам» .
Консул в Боснии (1856—1859). Издал сочинение: «Поездка по Герцоговине, Боснии и Старой Сербии» (СПб., 1859), в которой описал все осмотренные им местности, центры образования, города и сёла, привёл много сведений о современном положении славян . В этой книге часть глав излагала русскоязычный перевод работы сербской монахини Стаки Скендеровой («Хронику Боснии» 1825—1856), именно благодаря этому изданию эта работа, позже утерянная на языке оригинале, сохранилась в истории.
В Свято-Троицком Плевском монастыре он начал собирать рукописи, что продолжил и во время поездки в конце 1860-х годов в Македонию . В 1858 году издал на французском языке брошюру «Les slaves occidentaux» .
Автор работы о Кашубском Поморье , кашубах , словинцах и их языках — «Остатки славян на южном берегу Балтийского Моря» (Санкт-Петербург, 1862).
После возвращения из Боснии Гильфердинг служил в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел (1859—1861). В 1861 году перешёл на службу в Государственную канцелярию . В 1863 году по указанию Н. А. Милютина писал разные проекты проводимых реформ в Царстве Польском , в том числе проект преобразования ведомства народного просвещения (напечатан в « Славянском обозрении », 1892). Публикуя свои статьи в « Дне » и « Русском инвалиде », знакомил публику с положением дел в Польше. Тогда же появилась его английская анонимная брошюра: «The Polish Question» (на русском опубликована во втором томе собрания сочинений, стр. 291—333).
31 декабря 1865 ( 12 января 1866 ) года был удостоен чина действительного статского советника . В этом чине вплоть до конца своей жизни занимал должности помощника статс-секретаря Государственного совета и младшего цензора Санкт-Петербургского почтамта.
Значительным вкладом в развитие славянофильского учения стала работа Гильфердинга «Сельская община» (1866), в которой он подверг критике негативную оценку сельской общины в России, выступив против утверждения о её неэффективности и необходимости ликвидации .
В 1867 году возглавил только что образованное петербургское отделение Славянского благотворительного общества , возглавлял также и этнографическое отделение Императорского Русского географического общества .
После появления в свет сборника «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым » , Гильфердинг предпринял с 30 июня по 27 августа 1871 года поездку по Олонецкой губернии , за время которой им было собрано 318 былин , прослушано 70 сказителей (в их числе был Василий Щеголенок ), что составило рукопись объёмом 2 000 страниц. Ему удалось дополнить собрания фольклора Рыбникова .
В Национальном архиве Республики Карелия имеется письмо Русского географического общества олонецкому губернатору Г. Г. Григорьеву от 26 мая 1871 года о содействии А. Ф. Гильфердингу в его предстоящей поездке по Олонецкой губернии . Письмо подписано вице-председателем общества, известным мореплавателем, географом, адмиралом Фёдором Петровичем Литке .
Летом 1872 года А. Ф. Гильфердинг вторично отправился в поездку по Олонецкой губернии . Целью поездки было посещение Каргопольского уезда для изучения произведений устного народного творчества . Внезапная кончина помешала его планам. Приехав в город Каргополь 15 июня 1872 года Гильфердинг заболел, и 20 июня (2 июля), в возрасте 41 года, скончался от тифа . 23 июня он был отпет в Христорождественском храме и погребён на городском кладбище.
Позднее по просьбе супруги, Варвары Францевны Гильфердинг, гроб с телом Гильфердинга был извлечён из могилы, перевезён в Санкт-Петербург , где 4 июля 1872 года на Новодевичьем кладбище состоялась многолюдная церемония похорон.
Несмотря на то, что внезапная смерть помешала А. Ф. Гильфердингу закончить начатое дело, результатом его исследований явились посмертно изданные в 1873 году « Онежские былины ». Деятельность Гильфердинга пробудила интерес к собиранию фольклора у многих других исследователей, в том числе в соседних с Олонецкой , Архангельской и Вологодской губерниях.