Успенский, Савва Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Са́вва Освяще́нный ( греч. Σάββας ο Ηγιασμένος , ивр. סבאס — вино ; 439 , Каппадокия — 5 декабря 532 года , Палестина ) — христианский святой , авва , создатель Иерусалимского устава , используемого по настоящее время в Православных церквях . Почитается в лике преподобных , память совершается в Православной церкви 5 (18) декабря , в Католической церкви 5 декабря .
Савва родился в 439 году в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию , восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди, пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником . После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг . Проведя в этом монастыре 10 лет, Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Евфимием Великим Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известный своим строгим общежительным уставом . В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Феоктиста, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.
Пребывая 5 лет в затворе, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского . Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году ими была построена пещерная церковь , ставшая основой лавры Саввы Освященного . Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей киновенного типа. При иерусалимском патриархе Салюстии (486—494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить « Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града ». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий) .
Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских спорах относительно решений Халкидонского собора . Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха , проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов . После смерти Анастасия при императоре Юстине I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь .
Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 года . Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским . В 1256 году мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы, основу которого составляет часть Животворящего Древа , оправленная в серебро. Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл: « Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион ». Нетленными мощи Саввы в начале XII века видел русский паломник игумен Даниил .
Житие преподобного Саввы описывает ряд чудотворений — по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь, также сообщается об исцелении им больных и бесноватых.
В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимского, или Палестинского . Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины , откуда распространился по всему православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана .
Устав преподобного Саввы в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского , сгорел в 614 году , когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров .