Interested Article - Перенесение мощей святителя Николая в Бари

Перенесение мощей святителя Николая в Бари — праздник в Православных церквях (кроме греческих ) в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари (Италия) в 1087 году. Отмечается 9 (22) мая . В католицизме общего празднования не совершается, местное празднество проходит в Бари 9 мая, когда из гробницы святителя извлекают миро .

Перенесение мощей в город Бари

Базилика Святого Николая
Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Гвидо Рени (1575—1642), Лувр

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию , на обратном пути намереваясь остановиться в Мирах Ликийских , чтобы забрать себе мощи святителя Николая для повышения престижа своего города и стимулирования торговли . Барийцы опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Сорок семь барийцев, вооружившись, отправились в храм святителя Николая . Там они связали монахов, стороживших святыню, разбили церковный помост, под которым стояла гробница , и извлекли из саркофага бо́льшую часть мощей Святителя, в спешке оставив в саркофаге около 20 % мощей, которые впоследствии забрали венецианцы .

8 мая корабли прибыли в Бари. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II .

В настоящее время около 65 % мощей Николая Чудотворца находится в базилике Святого Николая в Бари под престолом алтаря крипты . Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца .

Установление праздника

Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари . В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным .

На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году . Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.) . Протоиерей Николай Погребняк считает, что Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью в 1097 году, очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098 года) . По мнению Хрусталева Д. Г., на Руси этот праздник появляется в период с 1091 по 1096 года .

Славянские традиции

Народное название дня памяти Николая Чудотворца (дня перенесения его мощей) — Никола Вешний. День отмечается в большей степени православными славянами и особенно заметен у русских, украинцев и белорусов. У южных славян он оказался потеснён предшествующими Егорием Вешним (весенний Юрьев день) и днём святого Еремея .

У восточных славян Николин день у крестьян считался важной датой в сельскохозяйственном календаре, поскольку и сам Николай Чудотворец чрезвычайно почитался православными . Согласно теории основного мифа Вячеслава Иванова и Владимира Топорова этот святой «стал своеобразным наследником» языческого бога Велеса — «скотьего бога», покровителя земледелия и домашних животных .

Так, например, святой Николай во многих районах считался покровителем лошадей, поэтому 9 мая по старому стилю у православных нередко называли «конским праздником». Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и все лошадники по этому случаю заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберёг табуны от диких зверей, а также обеспечил коням хороший приплод и здоровье .

Примечания

  1. . от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Седмица.ру, Православная энциклопедия, 21 мая 2008 г.
  2. . Дата обращения: 14 октября 2015. 24 сентября 2015 года.
  3. . Дата обращения: 14 октября 2015. 19 сентября 2015 года.
  4. . Дата обращения: 4 января 2017. 20 декабря 2018 года.
  5. Джерардо Чоффари. // Сокровища базилики Свт. Николая в Бари = Il tesoro della Basilica di San Nicola di Bari. — Рим: Edindustria, 2005. — С. 25—53. — (каталог выставки, Москва, ГИМ , 22 июня — 28 августа 2005).
  6. Священник Алексий Ястребов . от 4 января 2017 на Wayback Machine // nikolaos.pravorg.ru
  7. . от 6 января 2017 на Wayback Machine (итал.) basilicasannicola.it
  8. Дата обращения: 14 октября 2015. 17 мая 2012 года.
  9. Архиепископ Филарет . Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. // Издание: СПб., 1882, с. 122.
  10. Митрополит Московский и Коломенский Макарий . . от 24 сентября 2015 на Wayback Machine / . от 30 августа 2012 на Wayback Machine . Т. II. // Издание: СПб. , 1889, с. 229.
  11. Дата обращения: 14 октября 2015. 1 мая 2012 года.
  12. Дата обращения: 19 декабря 2017. 22 декабря 2017 года.
  13. , с. 394.
  14. , с. 78.
  15. , с. 274.
  16. , с. 125.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Перенесение мощей святителя Николая в Бари