Рауд, Эно Мартинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Владимир Мартинович (Михайлович) Азин ( латыш. Voldemārs Āziņš ; 26 сентября ( 8 октября ) 1895 — 18 февраля 1920 ) — советский военный деятель, участник Гражданской войны в России , начдив .
Владимир Мартинович Азин родился 26 сентября ( 8 октября ) 1895 в деревне Полоцкого уезда Витебской губернии в крестьянской семье. По национальности — латыш , это подтвердил его боец, в будущем Маршал Советского Союза В. И. Чуйков (по версии советского историка Алтера Литвина — казак ), (по свидетельству соратника Азина — краскома Ефима Федотовича Колчина — тот был «сыном помещика, понявшим интересы рабочих и крестьян» ) . По утверждению советского биографа Азина В. Ладухина, отец его был портным. С отличием окончил Полоцкое городское училище, работал счетоводом на мануфактурной фабрике в Риге .
В конце 1916 года был мобилизован в армию . Служил в отдельном строительном батальоне. Участник Первой мировой войны , рядовой .
В январе 1918 года назначен командиром латышского коммунистического отряда. Весной 1918 года с отрядом красногвардейцев-латышей прибыл в Вятку на подавление антисоветских мятежей. Вятский губком партии и губвоенкомат поручили ему сформировать коммунистическую роту — первую в Вятке советскую военную часть. Здесь проявились организаторские и командные способности Азина . К июлю рота насчитывала более полутора тысяч человек и была развёрнута в батальон, ядром которого стали латвийские коммунисты 19-го Уральского полка, командиром батальона был назначен Азин. 7 июля 1918 года в Вятке он вступил в РКП(б) .
В первых числах августа полк прибыл в Вятские поляны и вошёл в состав 2-й армии Восточного фронта . В составе 2-й армии 19-й Уральский полк вёл бои на Казанском направлении. После первых боёв Азин был назначен командиром Арской группы, которая во взаимодействии с частями 5-й армии 10 сентября взяла Казань . 17 сентября 1918 года приказом Реввоенсовета Республики Арская группа была переформирована во 2-ю сводную дивизию, которая вела бои с восстанием против Советской власти в Прикамье (там был пленён служивший у белых офицер Л. А. Говоров , ставший впоследствии маршалом Советского Союза ). В. Н. Ладухин, который служил в штабе 2-й армии, характеризовал Азина так: « Он был истинным дирижером каждого боя, тонко чувствовавшим его ритм, движения и тенденции развития. Каждый новый день раскрывал всё новые потенциальные возможности Азина как талантливого военачальника, достойно руководить десятками тысяч вооруженных людей » . В боях за Ижевск Азин проявил личную храбрость: в ответственный момент боя лично повёл красноармейцев в бой. За этот бой и за взятие Ижевска он первым из красных комдивов был удостоен ордена Красного Знамени .
В конце ноября 1918 года дивизии В. М. Азина был присвоен 28-й порядковый номер , и она вошла в состав 2-й армии . Командующий 2-й армией В. И. Шорин высоко ценил Азина: « Изумительно энергичный, неутомимый, исполнительный, под его началом дивизия совершила много славных дел » .
В начале 1919 года дивизия (получившая неофициальное и широко известное название «железной») Азина воевала на Восточном фронте против войск А. В. Колчака . 4 января 1919 года азинцы разбили воткинскую дивизию белых, а 5 января захватили крупную железнодорожную станцию Щучье Озеро . Наступление проходило в исключительно тяжёлой обстановке. Стояли жгучие морозы, температура доходила до -40 градусов. Метель заметала дороги, но войска упорно продвигались вперед. Они сломил сопротивление белогвардейцев на направлении Чернушка — Сарапул , а затем перешли в наступление на главные города Среднего Урала. Ожесточенные бои шли в районе посёлка Куеда и Кунгура . Против измотанных красных частей белогвардейцы бросили свежие полки. Но, несмотря на превосходство врага, азинцы стойко сопротивлялись. Положение дивизии ухудшилось из-за отхода 3-й армии за Каму . Азину было приказано любой ценой удержать занятые позиции. Напряженные, непрерывные бои истощили дивизию. Не хватало боеприпасов, оружия, продовольствия. Бойцы устали до предела, росли списки убитых. Азин вместе с комиссаром дивизии Г. Н. Пылаевым сутками не слезали с коней, объезжая полки, беседовали с красноармейцами, вселяя уверенность в победе и преодолении трудностей. Так, узнав, что 3 февраля в разгар боёв 1-я бригада оставила Уинский завод , чем ещё более ухудшило положение дивизии, Азин срочно прибыл в бригаду. Перед строем уставших, растерянных и замёрзших бойцов Азин горячо и взволнованно говорил: — Ленин и партия поднимают всю страну на разгром Колчака. Они надеются на нас, мы пойдем вперед и впишем новые героические страницы в историю Железной дивизии. Я знаю, вы очень устали. Но я верю, что вы смоете свой позор завтра в бою . Полки выполнили приказ начдива и 5 февраля разбили отборные офицерские части .
В марте 1919 года колчаковцы перешли в наступление, захватили сначала Оханск , затем Осу . Они стремились окружить 2-ю армию, но план разгрома провалился благодаря стойкости 28-й дивизии и воинскому мастерству её начдива. Дивизия отступала от Кунгура к Каме и Вятке с боями, изматывая силы врага.
В мае 1919 года РККА перешла в наступление. Главный удар нанесла 28-я дивизия В. М. Азина. В ходе наступления дивизия взяла города Сарапул, Агрыз и Елабуга . 8 мая 1919 года М. И. Калинин писал командующему фронтом В. И. Шорину: « От имени Центрального Комитета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов прошу Вас, товарищ, передать сердечное приветствие и глубокую благодарность доблестной 28-й дивизии, стойко и мужественно защищавшей Советскую Россию » . 15 июля 1919 года 28-я дивизия совместно с 21-й дивизией Г. И. Овчинникова овладела Екатеринбургом . Вскоре, в начале августа 1919 года, 2-ю армию перебросили на юг для борьбы с Деникиным . 28-я дивизия вошла в состав 10-й армии и вела бои на Царицынском направлении. Азин был в этих боях ранен в руку, но в госпитале не долечился и вернулся в дивизию.
В феврале 1920 года 28-я дивизия форсировала реку Маныч . 17 февраля В. М. Азин с комиссаром дивизии Стельмахом и группой разведчиков выехал верхом на передовые позиции для определения обстановки ( рекогносцировку ). Во время осмотра местности они столкнулись с группой белоказаков. Уходя от погони, Азин отстреливался из револьвера, но при прыжке через небольшой овражек у коня лопнула подпруга , Азин упал и был взят в плен. В специальном приказе РВС 10-й армии говорилось: « Герой Азин с первого дня Революции боролся в первых рядах Рабоче-крестьянской Красной армии, он во главе доблестной 28-й дивизии дрался и разбил чехословаков на востоке, Колчака в Сибири и деникинские банды на нашем фронте. Он награждён за свою храбрость и преданность делу Революции орденом Красного Знамени ». Этот приказ был зачитан в частях дивизии. Бойцы дали клятву отомстить за гибель любимого начдива .
Командование РККА предлагало обмен комдива на нескольких пленных генералов. Командарм 10-й армии А. В. Павлов передал по радио предупреждение: «Если с Азиным что-либо случится, будут применены соответствующие репрессии к первым имеющимся у него в плену десяти офицерам в чине от полковника и выше». Ему предлагали чин генерала Добровольческой армии. Он отказался, как отказался и подписать воззвание к Красной Армии. Однако после его пленения над частями Красной армии на Дону и Кубани разбрасывались с аэропланов отпечатанные экземпляры якобы написанного им обращения к красноармейцам с призывом прекратить Гражданскую войну и заключить мир с казаками (содержание этого обращения излагается в книге Г. Н. Раковского «В стане белых»).
Время, место и обстоятельства гибели В. М. Азина достоверно не установлены. По официальной версии — начдив Азин подвергся пыткам, был казнён (по одной версии, был привязан к двум коням и разорван, по другой — был привязан к двум согнутым деревьям и затем разорван, по третьей — повешен, по четвёртой — расстрелян) и похоронен на местном кладбище в станице Тихорецкой (ныне Фастовецкой ). Все это изложено А. Алдан-Семёновым в его крупнейшем романе «Красные и белые» (1973), который является фактически беллетризованной биографией Азина, над сбором материалов для которой писатель работал с 1965 года. Согласно воспоминаниям генерала Голубинцева, Азин в плену, воспользовавшись расположением командира Донской армии генерала Сидорина, сделал попытку бежать, но «был застрелен где-то между вагонами казаками охраны штаба».
В октябре 2015 года Азин попал в опубликованный Украинским институтом национальной памяти Список лиц, которые подпадают под закон о декоммунизации .