Якоби, Карл Густав Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Я́коб [фон] Ште́лин ( Я́ков Я́ковлевич Ште́лин ), Стелин ( нем. Jacob von Stäehlin ; 9 мая 1709 , вольный имперский город Мемминген , Священная Римская империя — 25 июня [ 6 июля ] 1785 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — немецкий гравёр , картограф , медальер , «мастер фейерверков» и мемуарист , большую часть жизни работавший в Санкт-Петербурге. Видный деятель Петербургской Академии наук на раннем этапе её существования, один из первых историографов русского искусства. Действительный статский советник (после 1768).
Родился в 1709 году в швабском городе Меммингене в мещанской семье; после получения общего образования в местном лицее обучался в гимназии в г. Циттау . В 1732 году поступил в Лейпцигский университет ; в Лейпциге сблизился с сыновьями Иоганна Себастьяна Баха , нередко музицировал вместе с ними (на своём любимом инструменте — флейте). Особенно близкая дружба завязалась у Якоба Штелина с Карлом Филиппом Эммануилом Бахом .
В 1735 году он был выписан по контракту в Санкт-Петербургскую академию «для словесных наук и аллегорических изобретений для фейерверков, иллюминаций и медалей»; в 1738 году стал профессором «элоквенции [красноречия] и поэзии» и членом академии. По поручению императрицы Анны Иоанновны сочинял оды по торжественным случаям на немецком языке (переводились на русский В. К. Тредиаковским ). В 1741 году принял в своё заведование основанный при академии художественный департамент В 1743 году составил на немецком языке описание коронации императрицы Елизаветы Петровны , с приложением гравюр, исполненных под его смотрением мастерами департамента (одним из них был И. А. Соколов ). Данное издание считается превосходным по качеству гравюр, уникальным памятником российского гравировального искусства; в России до этого альбома гравюры такого качества не издавались.
В 1742 году принят на должность учителя к наследнику российского престола Петру Фёдоровичу ; после свадьбы Великого князя в 1745 году с должности отставлен и назначен его личным библиотекарем. Якоб Штелин оставался при дворе Петра Фёдоровича и после его вступления на престол; был в числе его ближайших доверенных лиц. Находился вместе с императором в дни дворцового переворота 28—29 июня 1762 года . Оставил «Записки об императоре Петре III» (первое издание — в Лейпциге в 1781 году; на русском языке изданы в 1866 году ). После восшествия на престол Екатерины II пользовался её благосклонностью.
Штелин принимал участие в подготовке издания Академией атласа Российской империи ( 1745 ), первого официального атласа государства. Когда художественный департамент в 1747 году был преобразован в Академию изящных искусств, состоящую при Академии наук, управление этим учреждением было поручено Штелину, который приложил большие старания к развитию в нём рисования и гравирования, выписывал из-за границы учителей, подбирал для них состав способных учеников и особенно заботился об усвоении рисунка. Благодаря этим стараниям гравирование в Академии сильно двинулось вперёд: были выгравированы план Петербурга на девяти листах (в альбоме «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов», 1753 ), виды Петербурга, Царского Села и Ораниенбаума , портреты императрицы и великого князя Петра Фёдоровича и изображения всех иллюминаций и фейерверков, бывших при разных торжественных случаях.
Якоб Штелин был талантливым мастером по устроению фейерверков . В царствование Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины Великой многие торжества сопровождались фейерверками и иллюминацией с постановкой аллегорических композиций, и автором этих затей (а после — гравюр, их изображающих) был Штелин. Так, одним из самых грандиозных стал фейерверк в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II 28 июня 1763 года . На Неве перед Летним садом , согласно общему замыслу Штелина , была построена временная деревянная галерея для императрицы. Примерный чертёж сооружений был прислан И. И. Бецким , а сооружал строения Ю. М. Фельтен .
Штелин также серьёзно занимался медальерным искусством , имевшим в России до него некоторое развитие при Петре I , но позже забытым. Его долговременный проект — чеканка серии медалей, посвящённых Петру Великому. 25 медалей были выпущены ещё в 1700— 1720-е годы. Штелину удалось заинтересовать Елизавету Петровну идеей расширить и дополнить серию. В разные годы число проектируемых медалей колебалось от 100 до 180. Работа шла крайне медленно из-за недопонимания придворным окружением художественной и исторической значимости проекта, недостатка финансирования и отсутствия в России специалистов высокой квалификации. В 1759 году сгорела Монетная канцелярия , а вместе с ней — эскизы и заготовки петровской серии. Всего в правление Елизаветы Петровны было отчеканено шесть медалей. Екатерина II в 1772 году вспомнила о зачине Штелина и вернула проект из небытия. Была создана комиссия по сочинению медалей в составе Якоба Штелина, М. М. Щербатова , А. А. Нартова , М. М. Хераскова и профессора Академии художеств Г. И. Козлова . К 1775 году эскизы 125 медалей, рисованные Козловым по проектам Штелина, были готовы; серия отчеканена в 1770-е — 1780-е годы. Штелин также работал над одиночными медалями в честь коронации Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, других памятных событий; известны также его медали, посвящённые сражениям русско-турецкой войны 1768—1774 годов .
Императором Священной Римской империи возведён в дворянское достоинство (дата точно неизвестна; первое упоминание по-французски фамилии Штелина с приставкой de относится к 1762 году).
В 1767 году Штелин издал свои «Известия о художествах России», в двух частях, — сочинение, из которого, несмотря на заключающиеся в нем ошибки и неточности, иностранцы ещё долго черпали данные для своих показаний о русском искусстве. Также Штелину принадлежат первые описания художественных коллекций Петербурга и пригородных дворцов.
Якоб Штелин был учёным секретарём Академии наук в 1765 — 1769 годах ; как в этом качестве, так и до назначения на должность вёл обширную переписку со многими известными деятелями науки того времени (в архивах сохранилось более тысячи его писем, адресаты — «от Мадрида до Пекина»). Некоторое время возглавлял петербургский « Музыкальный клуб ».
Штелин умер в Санкт-Петербурге в 1785 году. Похоронен на Волковом лютеранском кладбище . Могила утрачена .
После него осталось огромное количество рукописей и бумаг всякого рода, а также уникальное собрание русских гравюр XVIII столетия, по большей части в пробных и единственных оттисках. Это собрание почти целиком поступило от наследников Штелина в «древнехранилище» М. П. Погодина , а из него — в Императорскую Публичную библиотеку .
Перу Якоба Штелина принадлежат «Анекдоты о Петре Великом», напечатанные на немецком языке в Лейпциге в 1785 г. и переведённые на русский и французский языки ещё в начале XIX века.
Вот как предваряет свой труд ведущий специалист Российского государственного исторического архива, многие годы потративший на изучение наследия Якоба Штелина, Константин Владимирович Малиновский :
В современной истории европейского искусствознания страницы, отведённые историографии русского искусства в XVIII веке, заполнены весьма скудно... До последнего времени считалось очевидным, что Россия в этой области была глухой окраиной... То, что совершил Якоб Штелин, не имеет аналогий в европейской литературе XVIII века по истории искусства. Никто в Западной Европе не мог тогда даже подумать о постановке подобной цели — написания «истории всех художеств» своей страны. Штелин, взявшийся за этот титанический труд, не был кабинетным учёным, глядевшим на мир из окна своего особняка и покрывавшим бисером готической вязи сотни листов ин-фолио ради перечисления сведений, почерпнутых из других источников. Пятьдесят лет он неустанно содействовал своим талантом, обширными знаниями и безмерным трудолюбием развитию искусства в России и закреплял на бумаге то, что за это время увидел, узнал и услышал. Ценность и значение записок Штелина определяются прежде всего тем, что он сделал первую попытку создания истории русского искусства XVIII века. Его рукописи — единственное свидетельство современника о многих фактах и явлениях художественной жизни России того времени — позволяют проследить смену вкусов, тенденций и художественных ценностей в русском искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Написанные ярким, образным языком, полные точных наблюдений и характеристик, хотя и довольно лаконичные, они в каждой строчке заключают большой фактический материал, который сегодня не всегда сразу поддаётся пониманию и нередко нуждается в подробном комментировании.
Марк Алданов в своей повести «Пуншевая водка» обрисовал Якоба Штелина как подлинного джентльмена и учёного — возможно, это единственное повествование о Штелине в художественной литературе.
Главный герой романа Даниила Гранина «Три любви Петра Великого» рассказывает окружающим о жизни Петра, основываясь на «Записках» Штелина.