Interested Article - Гольдблат, Яков Семёнович

Яков Семёнович Гольдблат (Янкель Шимелевич) (13 октября 1860, Сувалки , Царство Польское — 25 января 1929, Вильно ) — российский живописец и график, преподаватель, основатель классов живописи и рисования при Императорской Академии художеств .

Биография

В 1878 году окончил Виленскую рисовальную школу И. П. Трутнева и сразу же перешёл в Императорской Академии художеств , где учился у Павла Чистякова . Получил медали: малые серебряные (1880 и 1883), две большие серебряные (1884) и малую золотую («Приам умоляет Ахиллеса отдать тело сына Гектора», 1887). Получал Императорскую стипендию (350 рублей в год) .

В 1888 году был удостоен Большой золотой медали ИАХ и звания классного художника 1-й степени за программу «Сократ в темнице перед смертью» . Также получил право на учебную поездку в Италию .

В 1889—1894 годы — пенсионер ИАХ в Италии. Писал картины на исторические темы и портреты, автор живописных произведений: «Рицпа сторожит распятых сыновей своих» (1892), «Старик» (1894), «Пифагореец», «Дочь патриция», «Замечтавшаяся римлянка», «Портрет господина Л.» (1896), «Девочка», «Портрет Нины Александровны Сапожниковой» .

С 1892 года — участник выставок. Экспонировался на выставках в залах Императорской Академии художеств (1892—1894), Общества русских акварелистов (1895, 1899), Общества художников исторической живописи (1895) в Петербурге и Москве ; Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896).

В 1895—1899 годы работал в Ростове-на-Дону , затем обосновался Петербурге, где учредил одну из первых школ живописи и рисования в городе. Классы живописи и рисования Гольдблата (1898—1917) имели официальный статус подготовительных курсов к поступлению в Академию художеств и ею же субсидировались. Благодаря ходатайству графа И. И. Толстого в 1900 году школа была передана в ведение Министерства императорского двора ) . Располагалась по адресу Екатерингофский проспект , дом 20. В числе учеников школы Гольдблата были О. Ф. Амосова-Бунак , , В. Д. Бубнова , , Р. М. Идельсон , К. К. Крон , В. В. Лазаркевич , П. М. Лебедев , Г. К. Лукомский , С. Г. Писахов , Н. Э Радлов , А. Н. Самохвалов , В. Н. Талепоровский , В. Д. Фалилеев , , , А. Е. Яковлев . Свою преподавательскую деятельность в школе Гольдблата начинал М. Д. Бернштейн .

В Петербурге художник Гольдблат Я. С., глядя на этюд мечети, покрывающей могилы Авраама, Исаака, Иакова, расплакался.

— Что с Вами?

— Сейчас я не художник, я старый еврей. Продайте!

Я у него уже учился, и бесплатно: мои работы оставались собственностью мастерской. Этюд остался у Гольдблата.

художник С. Г. Писахов .

В 1912 году работы учеников демонстрировались на молодежной выставке, устроенной Художественно-артистической ассоциацией .

— Впрочем, вы ведь запоздали… Гольдблат уже не принимает учеников, а наряду с Савинским и Бруни он был любимейший ученик Чистякова! Поучиться у него — это верный шанс… Хотя, конечно, — экзамен всегда случайность!.. Есть еще студия Кремера… но это… это… «тех же щей да пожиже влей!»

художник В. А. Милашевский .

После революции эмигрировал в Вильно , где продолжил преподавательскую деятельность. С 1918 года работал учителем рисования в Вильнюсе , в 1924 году организовал частные художественные курсы при еврейской ремесленной школе «Хильф дурх арбайт» (Hilf durch arbajt). Написал работу «Art of the Jews and other Ancient People». Рукопись не была издана и погибла во время Холокоста .

Скончался 25 января 1929 года в Вильне .

Наследие

Творчество Я. М. Гольдблата хранится в ряде музейных собраний России, среди них — Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина , Государственный Русский музей , Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств . Личное дело Я. С. Гольдблата (Гольдблат Янкель Шимемов) хранится в РГИА .

Примечания

  1. русская Википедия — 2001.
  2. Во славу России : Евреи в рус. культуре : Справочник / [Д. А. Андреев и др.]. — Москва : Физкультура и спорт, Б. г. (1996). С. 111.
  3. Павел Филонов: реальность и мифы / [Правоверова Л. Л., сост., авт. вступ. ст. и коммент.]. Москва : Аграф, 2008. C. 632.
  4. Художники русской эмиграции (1917—1941) : Биогр. слов. / Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд. — СПб. : Чернышев, 1994. C. 572.
  5. Русская художественная школа второй половины XIX — начала XX века [Текст] / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. — Москва : Искусство, 1967. C. 151.
  6. // История еврейской диаспоры в Восточной Европе: Материалы Междунар. науч. конф. памяти М. Г. Штейна. / Отв. ред. М. О. Мельцин, А. Н. Пилипенко; Петербургский ин-т иудаики. — СПб., 2012. — 208 с. (Труды по иудаике. Сер. «История и этнография». Вып. 6.). C. 185.
  7. Неоклассицизм в России : [материалы выставки] / [авт. ст.: Владимир Круглов и др.]. — Санкт-Петербург : Palace Editions : Graficart, 2008. C. 15.
  8. // Ніжинська старовина: Збірник регіональної історії та пам’яткознавства. (Серія «Ніжинознавчі студії», № 7.) / Центр пам’яткознавства НАН України та УТОПІК. Вип. 9 (12). − К., 2010.
  9. // Museum.ru
  10. Золотой век художественных объединений в России и СССР. (Составители Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд) — СПб.: Издательство Чернышева, 1992. C. 200.
  11. Земцова, Ирина Валерьевна. Еврейское изобразительное искусство в Санкт-Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв. : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Земцова Ирина Валерьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. — Санкт-Петербург, 2008.
  12. . — Санкт-Петербург, 2021.
  13. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2018. № 1. C. 137.
  14. В. А. Милашевский. Вчера, позавчера… Воспоминания художника]
  15. РГИА. Ф. 789. Оп. 10. 1878. Д. 120.
Источник —

Same as Гольдблат, Яков Семёнович