Бенуа, Леонтий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Лео́нтий (Людвиг) Никола́евич Бенуа́ ( 11 [23] августа 1856 , Петергоф , Российская империя — 8 февраля 1928 , Ленинград ) — русский архитектор периода эклектики , крупный педагог. Член-основатель (1903) и почётный председатель Общества архитекторов-художников , редактор журнала « Зодчий » (1892—1895). Представитель художественной династии Бенуа . Последний частный владелец « Мадонны Бенуа » и имения Котлы .
Сын видного архитектора Николая Бенуа и Камиллы Кавос. Учился в Императорской Академии художеств (1875—1879) у Александра Резанова , Давида Гримма , Александра Кракау . В период обучения получал награды Академии художеств: малая поощрительная медаль (1877), большая серебряная (1878). Завершил курс обучения в Академии (1878), за год до положенного срока. Получил большую золотую медаль (1879) за программу «Инвалидный дом на 1000 человек нижних чинов и 50 офицеров» .
По окончании Академии художеств женился на Марии Александровне Сапожниковой, дочери состоятельного астраханского купца-рыботорговца. Именно от тестя получил во владение работу Леонардо да Винчи , ныне известную как « Мадонна Бенуа », а от тёщи — половину дворянского имения Котлы .
В 1883 году принят на должность адъюнкт-профессора в Институт гражданских инженеров . В 1885 году был удостоен звания академика, а в 1892 году — профессора архитектуры (за проект церкви Св. Георгия в Гусь-Хрустальном ). В 1893 году приглашён в Академию художеств на должность руководителя одной из мастерских архитектурного отделения Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств . В училище он восстановил занятия акварельным рисунком для архитекторов, ввел лепку, предлагал учредить мастерскую монументальной живописи и начать преподавание технологии художественных работ.
Преподавать начал ещё студентом в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1879—1884). В дальнейшем преподавал в Институте гражданских инженеров (1884—1892, также 1920—1927), в Академии художеств (профессор с 1892 года; в 1903—1906 и 1911—1917 годах также был ректором Высшего художественного училища ), в Свободных художественных мастерских (профессор с 1918 года). С 1905 года — действительный статский советник .
Среди учеников Л. Н. Бенуа — В. Г. Гельфрейх , В. И. Дубенецкий , Ф. И. Лидваль , М. С. Лялевич , О. Р. Мунц , В. А. Покровский , Л. В. Руднев , И. А. Фомин , С. Е. Чернышёв , Э. Е. Шталберг , В. А. Щуко , А. В. Щусев , Я. Г. Чернихов .
13 августа 1921 года Л. Н. Бенуа был арестован с сыном Владимиром и дочерьми Ниной и Екатериной по делу « Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева ». Обвинялся «в сношениях с английской и финляндской разведкой» (поводом для обвинения стала переписка с дочерьми Ниной и Ольгой, тайно выехавшими в Выборг ). В 1922 году по ходатайству юридического отдела « Помполита » был освобожден из тюрьмы .
Леонтий Николаевич Бенуа скончался 8 февраля 1928 года, был похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря . В конце 1950-х годов его прах был перенесён на Литераторские мостки Волковского кладбища ( фото могилы ).
Ещё будучи студентом, в 1877 году создал в Озерках свои первые постройки: деревянную башню- бельведер и концертный зал (не сохранились). В «Записках о моей деятельности» Бенуа вспоминал, что, проектируя башню, придерживался принципов деревянных конструкций готики и швейцарских построек, где все ясно и логично . Таким образом, с самого начала творческой деятельности проявилось характерное для зодчего стремление использовать рациональные методы строительных приемов. Рационалист по своему художественному мировоззрению, Бенуа был также и одним из крупнейших представителей плеяды архитекторов-энциклопедистов — знатоков стилей прошлого.
Будучи последователем историзма в архитектуре , испытал в ранних работах влияние стиля Людовика XVI , который являлся перифразировкой русской и французской архитектуры раннего классицизма , сочетая в себе строгость и живописность, и считался предпочтительным в Академии художеств, за что был назван «академическим». Пример — Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге (1886—1889), при проектировании которой проявил незаурядное композиционное мастерство, а кроме того, трактовал дворовое пространство как важный коммуникативный элемент здания, что было новаторским и рациональным приемом, который только в 1910-х годах вошёл в практику городского строительства.
В конце XIX века спроектировал ряд культовых сооружений в русском стиле (церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном , 1892—1901; русская капелла в Дармштадте , 1897—1899, собор Александра Невского в Варшаве , 1894—1912), в поисках национального стиля во многом оставаясь рационалистом. В то время церкви, возводившиеся на территориях национальных окраин российского государства или за границей, как правило, строились в русском стиле, что имело задачу распространения и утверждения православно-имперской политики монархии. Бенуа, безусловно, учитывал эти требования, но когда он проектировал для Санкт-Петербурга, местные традиции классических стилей предопределяли иной выбор образного содержания сооружений. Так, в 1897—1899 годах он перестроил в стиле барокко церковь св. Захария и Елизаветы для Кавалергардского полка и завершил в барочно-ренессансном духе строительство Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896—1908).
С наибольшей последовательностью рационализм Бенуа проявился при постройке особняка Е. Ц. Кавоса (1896—1897, угол Каменноостровского проспекта и Большой Монетной улицы ). Здание проектировалось под впечатлением от знакомства с современной западноевропейской архитектурой, которую зодчий изучал в путешествиях по Австрии, Италии, Франции, Бельгии, Англии, везде осматривая и зарисовывая древние и новейшие постройки. Это сооружение во многом подвело итог развитию рациональной ветви русской эклектики и стало предвестником архитектуры начала XX века.
От эклектизма в середине 1900-х годов перешёл к неоклассицизму . Мотивы классицизма наглядно проявились при создании архитектором комплекса зданий Клинического повивально-гинекологического института на Менделеевской линии (1899—1904) , позже — доходного дома Первого Российского страхового общества (1911—1914) и Дворца выставок в Санкт-Петербурге.
Для творчества Бенуа неизменно характерны чёткая архитектурная композиция, продуманность художественного ансамбля, элегантность форм. Он один из создателей проекта крупномасштабной реконструкции Санкт-Петербурга (1910—1913, совместно с архитектором М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым ), включавшего строительство сети метрополитена .
В проекте храма Лурдской Богоматери (1903—1919, совместно с М. М. Перетятковичем) Бенуа переосмыслил романское наследие в направлении, близком к модерну . Модерн оказал влияние и на другие проекты Бенуа, что наиболее последовательно отразилось в пятиэтажном здании Московского купеческого банка на Невском проспекте (д. № 46).
Также участвовал во многих реконструкциях интерьеров и внешнего облика зданий Санкт-Петербурга (фойе Эрмитажного театра , 1902—1904; Белый зал заседаний Мариинского дворца , 1907—1908; фасад Финской церкви ), неизменно отличаясь бережным и тактичным отношением к работе предшественников.
Иностранные:
По состоянию на 2015 год известно около 60 архитектурных работ Бенуа (включая интерьерные работы), большинство из которых были разработаны и осуществлены в Санкт-Петербурге . Сохранилось около 40 сооружений и архитектурных комплексов, возведённых по проектам Л. Н. Бенуа. Большинство из этих построек являются объектами культурного наследия и находятся под охраной государства.
В браке (с 17 февраля 1880 года) с дочерью коммерции советника , почётного гражданина и астраханского купца 1-й гильдии А. А. Сапожникова , Марией Александровной (25.09.1858 — 30.09.1938, Берлин ) имел детей:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Леонтий
(Луи Жюль) Бенуа (1770—1822) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Михаил
Леонтьевич Бенуа (1799—1867) |
|
(1801—1885) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Николай
Леонтьевич Бенуа (1813—1898) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юлий
Леонтьевич Бенуа (1820—1898) |
|
Александр
Леонтьевич Бенуа (1817—1875) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Александр
Михайлович Бенуа (1862—1944) |
|
Алексей
Леонтьевич Бенуа (1838—1902) |
|
(1850—1933) |
|
Альберт
Николаевич Бенуа (1852—1936) |
|
(1856—1928) |
|
Михаил
Николаевич Бенуа (1862—1931) |
|
Александр
Николаевич Бенуа (1870—1960) |
|
Юлий
Юльевич Бенуа (1852—1929) |
|
(1852–1928) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Зинаида
Серебрякова (1884—1967) |
|
(1879—1930) |
|
Надежда
Леонтьевна Бенуа-Устинова (1895—1975) |
|
Константин
Михайлович Бенуа (1885—1950) |
|
Николай
Александрович Бенуа (1901—1988) |
|
|
|
|
|
Альберт
Александрович Бенуа (1888—1960) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Питер А.
Устинов (1921—2004) |
|
(1912—1955) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||