Крыжановский, Николай Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Андре́евич Крыжано́вский ( 28 мая [ 5 июня ] 1871 , Иркутск , Российская Империя — 1942 , Ленинград , СССР ) — русский архитектор . Был одним из крупнейших мастеров петербургского модерна . Построил свыше ста зданий, в том числе множество домов, во многом определивших облик Петроградской стороны и других районов Санкт-Петербурга . Член правления, старшина Петербургского (с 1914 года Петроградского, с 1924 года Ленинградского) общества архитекторов (до 1933 ), с 1933 — член правления Ленинградского отделения Союза советских архитекторов (ЛОССА), член редакционной комиссии Ежегодника ЛОССА ( 1940 ) .
Дмитрий Крыжановский родился 27 мая 1871 года в Иркутске в семье потомственного дворянина Киевской губернии Андрея Ивановича Крыжановского и его супруги Елены Яковлевны. В 1880—1888 годах он учился в Иркутском техническом училище , по окончании которого продолжил образование в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге . За студенческие работы был награждён малой и большой серебряными медалями. В ходе практики работал помощником у архитекторов К. Ф. Альтмана и А. А. Степанова (1891), Александра фон Гогена (1892), Александра Иванова (1893—1894), Александра Красовского (1894) и Павла Сюзора (1894—1895). В 1896 году он самостоятельно построил на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде металлический павильон «Общества Брянских заводов», в проекте которого использовал стальные несущие конструкции как декоративный элемент, имитирующий фахверк . На завершающем этапе обучения его профессором-руководителем выступил Антоний Томишко , известный мастер «кирпичного стиля». В 1896 году Крыжановский закончил обучение и был удостоен звания художника-архитектора .
После академии в 1896—1897 годах Крыжановский работал у архитектора Роберта-Фридриха Мельцера , в 1898—1890 годах заведовал художественным отделом фабрики братьев Оффенбахер. В 1899 году он вместе с Александром Векшинским работал над проектом здания Электротехнического института императора Александра III . В 1899—1904 годах он служил техником в городской управе, и параллельно в 1903—1910 годах работал архитектором Петропавловской больницы .
Параллельно с работой в фирмах и учреждениях Крыжановский вёл собственную архитектурно-строительную практику. В архивах за 1897—1916 годы сохранилось более 150 заявок на строительные работы от возведения многоэтажных жилых домов до устройства выгребных ям. Крыжановский не только возводил здания по собственным проектом, но и выступал строителем-подрядчиком в проектах своих коллег. Первый жилой дом по его проекту был построен в Петербурге в 1899 году на улице Котовского , 4. Фасад здания Крыжановский решил симметрично со слегка выступающими боковыми ризалитами, и этот приём в дальнейшем использовал в домах на улице Воскова , 23 (1902); Большой Посадской , 4 (1902); улице Моисеенко , 3 — 9-й Советской , 14 (1903); улице Лизы Чайкиной , 18 (1905); Курляндской улице , 19—21 (1910—1912); улице Рентгена , 7 (1910); улице Подрезова , 26Б (1911); улице Мира , 31 (1913—1914) . Крыжановский построил множество домов на Петроградской стороне , и его работы играют значительную роль в её архитектурном ландшафте. Только на Большом проспекте П.С. он построил или перестроил дома № 18, 38—40, 43, 70—72, 98. На улицы Лизы Чайкиной (дома 10, 17, 18), Малом Проспекте П. С. (дома 27, 42, 60) его проекты формируют большие массивы застройки. Многие здания Крыжановского стали заметными ориентирами .
Крыжановский придерживался эклектического метода, сочетая архитектурные стили без явного предпочтения одного из них. В его работах встречается ранний модерн (дом купчихи А. С. Коровиной на улице Мира, 36), конструктивные элементы готической архитектуры (дом Е. Ф. Овчинникова на улице Большая Зеленина , 21) и неоготические художественные решения (дом С. В. Френкеля на Таврической улице , 4). В архитектуре дач близ Сестрорецка и в Царском Селе , а также дачи Николая Свинягина на Каменном острове (Большая аллея, 10) архитектор сочетал элементы модерна и фахверковый декор. Крыжановского интересовало практическое воплощение неорусского стиля в архитектуре многоквартирного жилого дома, и в 1908—1909 годах построил на Мытнинской улице , 5 — Старорусской улице , 2 доходный дом для П. М. Станового, в решении которого пластика неорусского стиля сочетается с элементами северного модерна . Тот же подход архитектор использовал в проекте дачи на 2-й Берёзовой аллее, 12 на Каменном острове . Дома на Зверинской улице , 33 (1913—1914), Большом проспекте П.С. , 98 (1910—1911), Суворовском проспекте , 39 — 9-й Советской улице, 9 (1913—1914) и часовню Петропавловской больницы на набережной реки Карповки , 4 (совм. с А. П. Гоголицыным) он выполнил в русле неоклассицизма . В проекте доходного дома Р. И. Бернштейна на Каменноостровском проспекте , 54 — улице Профессора Попова , 31 архитектор использовал множество модерновых элементов, которые дополнил углублённым порталом, решённым в форме классицистической кессонированной экседры .
Примечательны нереализованные проекты и архитектурные фантазии Крыжановского. Так в опубликованном в 1906 году проекте доходного дома он работал с элементами неоготики и крепостной архитектуры. Конкурсный проект Киево-Лыбедской Троицкой церкви (1909 год) архитектор решил как «храм-град» или «храм-монастырь», сочетающий традиционную церковную архитектуру с элементами крепостной архитектуры. А в проекте училища на Выборгской улице Крыжановский совместил строгий отделочный кирпич и барочную лепнину .
Крыжановский вёл активную общественную деятельность. Он был секретарём «Общества петербургских художников», входил в "Общество архитекторов-художников, созданного для нравственной, технической и материальной взаимопомощи в профессиональном сообществе и популяризации новых материалов и технологий. В 1907—1917 годах Крыжановский входил в правление «Петербургского общества архитекторов», а с 1915 — просветительского «Общества архитектурных знаний Петрограда» . В качестве делегата архитектурных обществ он участвовал в мероприятиях Союза инженеров и участвовал в съезде цементных техников и заводчиков. Входил в экспертные комиссии по выработке способа оценки незастроенной или слабо застроенной земли (которую владельцы придерживали в расчёте на рост цены) и выработке правил о кинематографических заведениях (которая курировала устройство кинотеатров в существующих и новых зданиях). С 1910 года Крыжановский был гласным городской Думы , где занимался вопросами строительного дела и городского благоустройства, входил в комиссии по обследованию строений, выяснению причин строительных катастроф и борьбе с пожарной опасностью. С февраля по июль 1917 года Крыжановский занимал пост начальника городской милиции. Архитектор также организовал общее собрание архитектурных обществ Петрограда для подготовки рекомендаций к новому городскому положению (1916) и стал инициатором создания Всероссийского союза зодчих .
В годы Гражданской войны Крыжановский занимался военно-полевыми укреплениями Красной армии . В 1920 году был отправлен по административной линии в Вологду , заведовал отделом городского благоустройства, руководил художественным отделением вологодского губполитпросвета, был заведующим и преподавателем Вологодского художественного техникума . Работал над генеральными планами города Луначарск в Кадниковском уезде Вологодской губернии и Октябрьского посёлка-сада .
По возвращении в Ленинград в 1923 Крыжановский стал заведующим Производственного бюро Академии художеств. В этом качестве он руководил восстановлением лепного декора Екатерининского дворца , Эрмитажа в Царском Селе и Государственного академического театра оперы и балета , реставрационными работами в ЛГУ , руководил работами по формовке и отливке из гипса фигуры к памятнику Георгию Плеханову авторства Ильи Гинцбурга , сооружением пьедестала памятника Фердинанду Лассалю в районе Путиловского завода . Во второй половине 1924 года работал производителем работ в Отделе коммунального хозяйства Петроградского исполкома, занимался восстановлением и ремонтом домов (в том числе № 35 по улице Декабристов , № 38—40 по улице Куйбышева ; № 7 по Измайловскому проспекту ; № 15—17 по Астраханской улице ). Проектировал и строил дома по собственным проектам, преподавал в ЛИИЖТе .
В 1932 году Крыжановский вошёл в ликвидационную комиссию, которая курировала объединение архитектурных обществ в единый Союз советских архитекторов , после чего был избран в правление Ленинградского отделения ССА. В рамках этой организации он участвовал в различных экспертизах, в том числе проекта реконструкции Чесменского дворца , качества наружных отделочных работ жилого дома Ленфильма ( Малая Посадская улица , 4А) по запросу строившего дом Д. Г. Фомичева, входил в комиссию по оценке состояния Выборгского католического кладбища в связи с переносом части могил в музей-некрополь , занимался обследованием и охраной памятников .
После начала войны летом 1941 года Крыжановский вместе с коллегами занимался подготовкой бомбоубежищ Ленинграда. После начала блокады остался в городе, занимался спасением люстр и иконостаса Казанского собора . Умер от истощения в январе 1942 года в квартире № 5 дома по адресу ул. Гоголя, 17. Место его захоронения неизвестно . Имя Крыжановского увековечено на установленной в Доме архитектора мемориальной доске в память зодчих, погибших в годы войны .
В 1893 году ещё студентом Императорской академии художеств Крыжановский женился на вдове Варваре Станиславовне Бавакиной. Из адресных книг следует, что с 1915 года они проживали раздельно, после 1917 года записей о ней нет. Второй супругой архитектора стала Ида Густавовна (1878—1943), в брак с которой тот вступил не позднее 1924 года. Она пережила мужа на год, умерла в Ленинграде в марте 1943 года, похоронена на Волковском кладбище .
Крыжановский увлекался музыкой, был специалистом по истории и теории музыкальной культуры и преподавал в музыкальной студии. Неоднократно сам выступал в качестве певца. В последние годы работал над книгой «Физика голоса», которую не смог завершить из-за начала войны .
В студенческие годы Крыжановский жил на 5-ой линии В.О. , 38 и на Съездовской линии , 15. В 1903 году — на Полтавской улице , 3. Архитектор много лет прожил на Петроградской стороне: на набережной реки Карповки, 27 (по этому адресу находилась мебельная фабрика Мельцера), в доме на месте современного здания № 25А по Чкаловскому проспекту ; в доме № 32 по Каменноостровскому проспекту — № 47 по Большой Пушкарской , который сам построил. В 1906—1911 годах он также арендовал участок для дачи на Каменном острове. С 1923 года Крыжановский жил на Большой Конюшенной улице , 5; а его последний адрес — Малая Морская улица , 17 .
Несмотря на значительный вклад в архитектурный облик Санкт-Петербурга, Крыжановский остался почти не известен после своей смерти. Первая научная заметка о нём была опубликована к его 70-летию в «Архитектуре Ленинграда» (№ 2 за 1941 год). В 1979 году в каталоге выставки «Зодчие Петербурга» был впервые опубликован неполный список его работ. Системное исследование творчества Крыжановского началось в 1990-х годах .
За 50 лет, которые Крыжановский проработал в Санкт-Петербурге, Петрограде и Ленинграде он построил более 100 зданий. На начало 1990-х было известно о 60 сохранившихся домах. Часть проектов архитектора имеет охранный статус: так Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Тверской улице включена в список объектов культурного наследия федерального значения, два здания охраняются как памятники местного значения, ещё 17 построек на 2016 год имели статус выявленных объектов культурного наследия.
Другие постройки