Лукомский, Владислав Крескентьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Креске́нтьевич Луко́мский ( 1884 , Калуга — 1952 , Ницца) — русский график, акварелист, историк архитектуры, популяризатор петербургского и регионального краеведения. Брат генеалога В. К. Лукомского .
Родился 2 ( 14 ) марта 1884 года в Калуге , где и начал заниматься в реальном училище . В 1897 году семья переехала в Орёл и в 1901 году Георгий Лукомский окончил Орловское Александровское реальное училище. Одновременно учился в Орловской рисовальной школе Сычева, а в 1901 году — в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в Санкт-Петербурге . После неудачной попытки поступить в Академию художеств уехал в Казань и до 1903 года учился на архитектурном отделении художественной школы у К. Л. Мюфке и Ф. Р. Амлонга , по окончании которой был удостоен званий "техника по архитектуре и учителя рисования, черчения и чистописания в средних учебных заведениях с правом поступления без экзаменов в « Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств » . В Казани входил в кружок любителей прекрасного, занимался описанием и обмерами местных памятников гражданского и церковного зодчества. В 1903—1915 годах учился, с перерывами, на архитектурном отделении Императорской Академии художеств.
Путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии, Германии и Польше, изучая старинную и новую архитектуру (1904—1905, 1907). В 1907 году брал уроки рисунка в московской мастерской К. Ф. Юона . С 1908 года — в Петербурге; здесь он активно работал с С. К. Маковским , печатал в основном искусствоведческие статьи в журналах « Старые годы », «Зодчий», « Столица и усадьба », « Аполлон », участвовал в выставках.
В 1910 году отправился «во внутренние губернии Российской империи для собирания, исследования, изучения, зарисовывания и фотографирования предметов старины» . Поездки по России продолжились и в следующие годы. Результатом стали труды Г. К. Лукомского, посвященные архитектуре русских городов: «О художественной архитектуре провинции», «Кострома» (1913), « Вологда в её старине » ( Пг. , 1914), «Галиция в её старине. Очерки по истории архитектуры XII—XVIII вв.» ( Пг. , 1915), «Старый Петербург », «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства» (часть 1-я, Пг. , 1916), «Современный Петроград. Очерки истории возникновения и развития классического строительства», «Старинные усадьбы Харьковской губернии», «Царское село» и др.
2 мая 1915 года Г. Лукомский был зачислен в школу подготовки прапорщиков инженерных войск и 23 мая 1915 года получил удостоверение об исполнении дипломного проекта, что позволило ему заслужить звание художника-архитектора, и стать членом Императорского археологического института ; 11 сентября Г. Лукомский стал унтер-офицером, а 1 октября 1915 года был произведён в прапорщики с зачислением по инженерным войскам.
В 1914—1918 годах был почётным членом Северного кружка любителей изящных искусств .
После Февральской революции входил в «Особое совещание по делам искусств», описывал ценности царских дворцов для организации в них музеев. В 1918 году уехал на Украину. С 1 февраля 1919 года стал главным хранителем художественного собрания Б. И. Ханенко , подготовил к печати его каталог. Кроме этого, он заведовал в Киеве описанием, реставрацией и музеефикацией памятников архитектуры, в том числе Св. Софии ; напечатал книгу, посвящённую украинскому барокко XVII—XVIII веков (1-я часть, посвящённая киевским храмам); читал лекции по истории мебели в Киевском археологическом институте и по русскому прикладному искусству XVII века — в Университете св. Владимира . Вынужден был покинуть Киев в октябре 1919 года.
20 апреля 1920 года покинул Россию с намерением изучать византийское искусство . В СССР больше не вернулся.
На Западе Г. Лукомский продолжал активно работать как художник и искусствовед. В 1921 году стал секретарём парижской группы «Мир искусства» и основным вдохновителем выставки русских художников в галерее la Boétie. Сотрудничал в эмигрантских изданиях «Сполохи», «Жар-птица», «Накануне», «Последние новости», в журналах и газетах «Apollo», «The Studio», «Beaux-Arts», «Renaissance», «Emporium», «L’Amour de l’Art», «Bulletin de la vie artistique», «Monde et l’art slave», « Le Figaro » и др.; был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Жизнь искусства», «Красная панорама», печатался в журналах «Новый мир» и «Красная нива». В числе работ, опубликованных Лукомским во Франции на французском языке, — «Исторический очерк и краткое описание коллекций киевского государственного музея имени Ханенко» (1925), «Жизнь и нравы России со времён Петра I до Ленина» (1928), «Кремль в Москве» (1930), «Русская религиозная архитектура в ХIVII вв.», (1929) «Киев — святой город России» (1929), «Русские» (1929).
Участвовал в создании двух журналов об искусстве: «Жар-птица» (был его главным редактором) и «Русское искусство», распространяемых в Германии и во Франции.
Работы Г. Лукомского выставлялись в парижских галереях Devambez, Powlosky, Varenne, l’Etoile, Simonson, G. Petit, Magellan . В 1921—1924 годах жил в Берлине, с 1925 года — в Париже. В 1940 году поселился в Англии, где провёл последние годы. Предполагал вернуться в Россию — об этом его брат В. К. Лукомский писал Э. Ф. Голлербаху : «… именно сейчас брат, искренно стосковавшийся по России, надеется скорее вернуться сюда, чтобы продолжать, и совершенно бескорыстно, своё служение родине, и это — несмотря на исключительный успех за границею.»
Участвовал в выставках СРХ (1909—1910), МТХ (1910), « Мир искусства » (1910—1911), «Салон» С. К. Маковского (1909), Нового общества художников (1912, 1913, 1915, 1917), « Салон » В. А. Издебского (1910), «В мире искусства» (Киев, 1910), «Современные русские художники» (Одесса, 1910); международной в Брюсселе, русского искусства в Париже (1910, 1921, 1932), Лондоне (1935). Персональные выставки: Петербург (1909), Киев (1910), Казань (1928), Париж (1920, 1925, 1927, 1928, 1935, 1936), Лондон (1935—1937).
Скончался в Ницце 25 марта 1952 года . Похоронен в Ницце на кладбище Кокад .