Interested Article - Ционглинский, Ян Францевич

Ян ( Иван ) Францевич Ционглинский ( Цёнглиньский , польск. Jan Ciągliński ; 8 [20] февраля 1858 , Варшава 24 декабря 1912 [ 6 января 1913 ], Санкт-Петербург ) — польский и российский художник.

Биография

Родился 8 ( 20 ) февраля 1858 года в Варшаве в семье польских дворян. В 1876 году окончил 3-ю Варшавскую гимназию. В 1876—1878 годах учился в Варшавском университете , сначала — на медицинском факультете, а затем на отделении естественных наук физико-математического факультета . Одновременно он учился в мастерской Войцеха Герсона , потом в Варшавском рисовальном классе.

С 1879 года поселился и навсегда остался жить в Санкт-Петербурге . В 1879—1885 годах учился в Императорской Академии художеств (сначала вольноприходящим учеником натурного класса, и вскоре — академистом). В 1880 году за рисунок и этюд получил две серебряные медали, в 1881 году — две большие серебряные медали и стипендию в 30 рублей в месяц до окончания академии; в 1884 году ему была присуждена малая золотая медаль. За картину «Овчая купель» в 1885 году получил звание классного художника 1-й степени .

После окончания академии он стал выставлять свои картины на академических выставках; некоторые из них появились за границей: «Самокиш верхом на коне» — на выставке в Берлине , «портрет Лопачинского» — в Чикаго , «Барышня в белом платье» — в Америке .

В 1894 году непродолжительное время занимался в мастерской Ж. Ж. Бенжамена-Констана в Париже . В том же году Ционглинский организовал с группой художников-единомышленников выставки картин «Refusés» («Независимых» или «Отверженных»), которые устраивались в Петербурге в течение пяти лет (1894—1898).

Ционглинский много путешествовал. В 1897 году побывал в Испании , откуда привёз 50 этюдов, которые были показаны на выставке «Независимых»; в 1898 году был в Марокко . Затем посетил Палестину , Египет , Индию , Грецию , откуда также привёз много этюдов. Часть палестинских этюдов приобрела Третьяковская галерея .

На рубеже 1898—1899 годах он принимал активное участие в организации объединения « Мир искусства », был экспонентом его выставок. С 1903 по 1910 — экспонент выставок «Союза русских художников».

Был талантливым педагогом-новатором. Преподавал в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств (ОПХ) (с 1886 года), в натурном классе Высшего художественного училища при Академии художеств (с 1902 года) и руководил частной школой-студией на Литейном проспекте (д. № 59).

В 1906 году получил звание академика, а в 1911 году был избран действительным членом Академии художеств на место скончавшегося А. А. Киселёва .

Скончался в Биржевой больнице ( Большой проспект Васильевского острова , Д. № 77) 24 декабря 1912 ( 6 января 1913 ) года «во втором часу дня, после продолжительной и тяжкой болезни» .

Критики считали Ционглинского одним из убеждённых последователей идей импрессионизма .

Художественное наследие Ционглинского насчитывает более тысячи работ. Последней волей Ционглинского была передача в Польшу всех его работ, и после 1922 года большая часть наследия была распределена между музеями Польши и современной Украины. Его учениками были: И. Я. Билибин , Л. А. Бруни , П. Д. Бучкин , В. А. Веснин , Пётр Германович , Е. Е. Лансере , М. В. Матюшин , П. Н. Филонов , И. Н. Шульга , Е. А. Говорова , И. С. Куликов . З Подушко и многие другие.

Галерея

Примечания

  1. Прижизненный вариант записи фамилии согласно существовавшей в то время традиции передачи на русский язык польских имён.
  2. Вариант записи фамилии согласно современным правилам польско-русской практической транскрипции
  3. от 24 июля 2021 на Wayback Machine // Исторический вестник . — 1913. — Т. CXXXI. — № 2. — С. 732—733.
  4. Национальный музей в Варшаве

Литература

  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб. : Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 214. — 454 с.
  • Гуренович М. А. Выставки «независимых» в Петербурге (1894—1898 годы) // Антикварное обозрение. 2010. № 2 (Май). С. 16-25.
  • Гуренович М. А. Марьино (имение Строгановых-Голицыных) в творчестве художников Я. Ционглинского и А. Рубцова // Антикварный мир: отражение сути. Вестник антикварного рынка / Авторский проект Татьяны Гармаш. № 8/9. Декабрь 2015-январь 2016. Москва. С. 132—137.
  • Гуренович М. А. Педагогическая деятельность Яна Францевича Ционглинского // Научные труды (Институт им. И. Е. Репина). Вопросы художественного образования. СПб., 2015. Вып. 34. С. 115—126.
  • Гуренович М. А. Петербуржский живописец с сердцем Шопена : К 150-летию со дня рождения Яна Ционглинского // Наше наследие. 2008. N 2(86). С. 136—143 : ил.
  • Гуренович М. А. Путешествия художника Я. Ф. Ционглинского на Восток // Gazeta Petersburska, 2016
  • Гуренович М. А. Ранний период творчества Я. Ф. Ционглинского // Научные труды (Институт им. И. Е. Репина). Проблемы развития отечественного искусства. СПб., 2016. Вып. 36. С. 116—132.
  • Турчинская Е. Ю. Ян Ционглинский и русская авангардная живопись начала XX века (Y. F. Tsionglinsky (Jan Ciągliński) and the Russian Avant-garde painting) // Искусство Восточной Европы. Т. II. Польша-Россия: искусство и история. Polski Instytut Studiów nad Sztuką Świata & Wydawnictwo Tako Warszawa-Toruń 2014.
  • Гуренович М. «Ян Ционглинский — восторженный пионер импрессионизма» // Филокартия. — 2017. — № 4 (54) с. 21 — 23.
Источник —

Same as Ционглинский, Ян Францевич