Клаус, Карл Карлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Карл Карлович Шмидт ( 9 (21) декабря 1866 , Санкт-Петербург — 8 августа 1945 , Магдебург ) — русский архитектор немецкого происхождения, представитель « кирпичного стиля » и раннего модерна . Известный филателист .
Карл Шмидт родился 21 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге в семье русских немцев Карла Фридриха и Ольги Елены Шмидт. Его отец родился в Германии, и незадолго до рождения сына приехал в Россию в поисках работы инженера.
Карл учился в немецкой гимназии Петришуле с 1877 по 1886 год, когда по совету школьного товарища (также будущего архитектора) начал посещать курсы в училище Штиглица . Там он увлёкся рисованием и решил стать архитектором.
В 1887 году, после успешного окончания Петришуле , Шмидт поступил в петербургскую Академию художеств . Здесь он добился внимания со стороны педагогов, получив за свои работы несколько малых золотых и серебряных медалей. Строительный сезон 1890—1891 годов Шмидт провел на практике в Москве у профессора А. Н. Померанцева . Юный Карл Шмидт вместе с другими студентами выполнял чертежи и другую мелкую работу для проекта Верхних торговых рядов .
В том же 1891 году Карл Шмидт успешно выдержал выпускные экзамены и должен был получить большую золотую медаль. Однако из-за скандала, связанного с учебными реформами вице-президента Академии художеств И. И. Толстого , Шмидт остался без медали и связанной с ней стипендии.
В 1894 году Шмидт посетил Италию , Германию , Францию , Англию , где изучал местную архитектуру.
В 1895 году Карл Шмидт устроился в архитектурное бюро Померанцева. Уже к 1896 году относятся первые самостоятельные постройки молодого архитектора, а в 1897 году Шмидт ушёл от Померанцева и решил работать самостоятельно.
В ноябре 1897 года Карл Шмидт обвенчался в Твери с Эрикой Иоганзен. Тогда же Шмидту предложили заняться крупным проектом — постройкой Александринского женского приюта в Петербурге. Большое нарядное здание, облицованное жёлтым и красным кирпичом, было закончено в 1899 году. Оно представляет собой произведение поздней эклектики , соединяющее «кирпичный стиль» и элементы неоготики . В это же время Шмидт возвёл в том же духе.
В 1899 году Шмидт построил здание для фирмы Карла Фаберже в центре города. Фасад облицован полированным и «грубым» гранитом и также носит готические черты. Интерьеры более близки стилю модерн. Знаменитый ювелир Карл Фаберже приходился архитектору двоюродным дядей. В 1901-1902 годах Шмидт построил для Фаберже дачу в Левашово (перестроена по проекту Ивана Гальнбека в 1908-1910 годах).
В 1901 году Шмидт построил особняк и контору П. П. Форостовского — одно из самых удачных своих произведений. Двухэтажный особняк с асимметричным планом уже относится к раннему, несколько сдержанному модерну. Особое внимание здесь, как и в других своих постройках, Шмидт уделяет качеству материала и деталям.
В 1899 году Шмидт переехал в Павловск . Здесь он в 1902—1904 годах построил собственную дачу в «англо-саксонском стиле».
К 1907 году относится постройка женской гимназии Шаффе в стиле «рационального модерна». В её суровом лаконизме прослеживаются черты назревающего конструктивизма.
В 1912 году Шмидт построил доходный дом Кёнига. В его деталях угадываются неоклассические черты, — своеобразная дань моде, но, в целом, это произведение остается в русле модерна. Это массивное здание становится одной из последних больших построек Шмидта.
В 1911—1914 гг. в Царском Селе по проекту Шмидта построен дворец княгини Ольги Палей . До наших дней это неоклассическое произведение в духе французских дворцов дошло в сильно искажённом виде.
Революция 1917 года заставила семейство Шмидтов думать о переезде на историческую родину. Осенью 1918 года Шмидты покинули Россию. В Германии Шмидт сменил много рабочих мест, но к архитектурной деятельности вернуться уже не смог.
Скончался Карл Шмидт 8 августа 1945 года вблизи Магдебурга .
К. К. Шмидт по праву относится к первым коллекционерам и теоретикам филателии в России . Будучи сам активным филателистом, Карл Шмидт поддерживал дружеские отношения с сыном Карла Фаберже — Агафоном , коллегой по увлечению и филателистическим исследованиям .
В Германии К. Шмидт смог завершить работу над своим каталогом марок земской почты (так называемый «Большой Шмидт»), который был издан в 1932 году на немецком языке . В 1933 году он передал свою коллекцию русских марок в Берлинский музей коммуникаций .
Среди собирателей земских почтовых марок до сих пор пользуются спросом следующие каталожные работы Шмидта: