«Описание и анализ памятников искусства»
— учебная дисциплина, преподаваемая на специальности «
искусствоведение
». Метод формально-стилистического анализа произведений искусства
.
Преподается обычно на первом курсе (например, в МГУ
, в ВШЭ) и является базовым предметом. В дальнейшем методология постоянно используется искусствоведами в работе при описании произведений искусства и составлении экспертиз.
История сложения
Основоположником этого формального метода, существовавшего в искусствоведении в последней четверти XIX – первой трети XX в., является швейцарский искусствовед XIX века
Генрих Вёльфлин
, который оформил взгляды членов кружка эстета
Конрада Фидлера
в стройную теорию (Фидлер выдвинул теорию «абсолютного зрения», преодолевающего хаос эмпирических впечатлений и создающего «чистую форму»)
.
Вельфлин описал методологию в своем труде «Основные понятия истории искусства». Им описаны следующие оппозиции
:
-
Линейность и живописность
-
Плоскостность и глубинность
-
Замкнутая и открытая форма
-
Множественность и целостность
-
Ясность и неясность
Левая часть «пар понятий» характеризует по утверждению Вёльфлина ранние стадии развития любого исторического типа искусства, а также искусство классицизма, правая — поздние стадии и искусство стиля барокко. Многообразие переходных стадий развития стиля характеризуется взаимодействием всех пяти «пар понятий истории искусства». Вёльфлина называли «Гегелем в истории искусства». Вёльфлин также выдвинул девиз: «История искусства без имен», подразумевая, что в основу его исторической концепции положены закономерности формообразования, а не биографии художников. В лице Вёльфлина классическое искусствознание обратилось непосредственно к изучению закономерностей формообразования, специфичным именно для изобразительного искусства
.
Основателем
стал
Франц Викхофф
.
Метод Вельфлина после Первой мировой войны подвергался критике, вслед за ним возникнут концепция «истории искусства как истории духа»
М. Дворжака
и иконологическая школа
Э. Панофского
. В настоящее время эти методы (по крайней мере, в России) преподаются или используются совокупно
, подход Вельфлина в России не считается устаревшим. В советской науке метод Вельфлина был сознательно законсервирован, использовался параллельно с отечественной, восходящей к иконографическим исследованиям
Н. П. Кондакова
традицией стилистического анализа (и казался более передовым)
. При этом Панофский считал формальный метод принципиально важным на пути к точной интерпретации, указывая, что только из единства формального и иконологического методов может родиться верное понимание произведения искусства как «символической формы»
.
Формальный метод Вельфлина лег в основу искусствоведческого образования и приобрел характер универсального инструмента исследования
.
Методология
Метод касается исключительно формальных аспектов произведения искусства, визуальной стороны (не описываются сюжет, иконография и т. п.). С помощью методологии искусствоведы учатся видеть, как построено пространство, какую роль играет линия, объём, плоскость, как трактован колорит и свет, композиция.
Живопись
-
Живопись монументальная или станковая
-
Формат работы, кадрирование, дистанция между произведением и зрителем (создается с помощью размера).
-
Роль рамы, иллюзорная рама.
-
Силуэт, линия. Линейное и живописное начало.
-
Композиция. Статика и динамика композиции. Равновесие, соотношение частей изображения между собой и в целом. Геометрические схемы, их функция. Пространственная и плоскостная композиция.
-
Пропорции, ритм, центральная ось, диагонали.
-
Построение пространства. Плоскость, глубина, пространственные планы
-
Точка зрения, линия горизонта (высокий, низкий и т. п.), ракурсы
-
Перспектива (варианты перспективы — обратная перспектива, линейная перспектива). Воздушная перспектива.
-
Светотень. Её роль в создании объёма. Её роль в создании эмоциональной выразительности.
-
Цвет и колорит (теплый/холодный, локальный/тональный, насыщенный/приглушенный, «легкий»/«тяжелый»)
-
Тон, валёры, рефлексы.
-
Эволюция отношения к колориту в масляной живописи (классическая техника, импрессионисты, постимпрессионисты, экспрессионисты и др.)
-
Мазок, его характер (открытая фактура, гладкая фактура), направленность мазков, размер и т. д.
-
Лессировки
-
Фактура как стилистический и индивидуальный признак.
Скульптура
-
Одиночная статуя и статуарная группа.
-
Постамент и постановка. Место скульптуры в пространстве.
-
Материал и техника. Свойства материалов: плотность, фактура, пластичность, светопроницаемость, цвет.
-
Приемы работы в разных материалах (лепка, ваяние, отливка).
-
Движение в скульптуре. Способы передачи движения («движение действия», хиазм, контрапост, органическое движение, S-образное движение и др.). Проблемы связанные с движением: тело и драпировка, особенности передачи движения сидящей, лежащей фигуры и др.
Архитектура
-
Материал, масса, объем, членения, пропорции, ритм.
-
Симметрия/асимметрия, динамика в архитектуре.
-
Понятие тектоники, тектоника /атектоника.
-
Пространство в архитектуре. Внешнее и внутреннее пространство. Пространство и среда (естественная- искусственная, ландшафтная - городская). Внутреннее пространство и принципы его организации. Статика и динамика пространства. Свет и цвет в архитектуре.
Библиография
-
Алпатов М.В. Описание и анализ памятников искусства (Методические указания).
-
Вельфлин Г. Истолкование искусства. — М.: Дельфин, 1922.
-
Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусства. — Спб.: МИФРИЛ, 1994.
-
Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1985.
-
Дмитриева Н. А. Изображение и слово. — М.: Искусство, 1962.
-
Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и воспитании зрителя. — Л.: Искусство, 1990.
-
Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. Учебное пособие. — М.: Учебная литература, 1998.
-
Головин В. П. От амулета до монумента: книга об умении видеть и понимать скульптуру. — М.: Изд-во МГУ, 1999.
-
Гомбрих, Э. История искусства. — М.: АСТ, 1998.
Примечания
-
↑
-
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 9 марта 2020.
3 сентября 2022 года.
-
↑
(рус.)
. Дата обращения: 9 марта 2020.
19 марта 2020 года.
-
↑
Формальный анализ. Метод Генриха Вёльфлина // C. Кавтарадзе. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле
-
В. Г. Власов
. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.45-47
-
Светляков К. Макс Фридлендер - знаток искусства тогда и сейчас. В кн.: М. Фридлендер. От Ван Эйка до Брейгеля : этюды по истории нидерландской живописи. Екатеринбург, 2023. С. 233.
-
↑
(неопр.)
. www.pravenc.ru. Дата обращения: 9 марта 2020.
16 февраля 2020 года.