Ван Лоо, Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Шарль Андре ван Лоо , Карл Ванлоо ( фр. Charles-André van Loo [ʃaʁl ɑ̃dʁe vɑ̃ lo] , Carle Vanloo ; 15 февраля 1705 , Ницца — 15 июля 1765 , Париж ) — французский живописец академического направления, придворный художник эпохи рококо , любимец маркизы де Помпадур , « первый живописец » при дворе короля Людовика XV .
Ш.-А. ван Лоо происходил из старинной семьи художников Ван Лоо, выходцев из Фландрии . Известным художником был его старший брат Жан-Батист ван Лоо .
Шарль ван Лоо родился в Ницце, входившей тогда в герцогство Савойское . Отец мальчика, художник Луи-Абрахам ван Лоо скончался, когда тому было всего семь лет. Воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Батиста, последовал за своим братом в Турин , а затем, в 1712 году, в Рим . Во время второго путешествия в Рим, в 1716—1718 годах, занимался живописью под руководством живописца Бенедетто Лути и скульптора Пьера Ле Гро . Был также учеником Пьера Гобера , придворного живописца короля Людовика XIV .
Покинув Италию в 1723 году, ван Лоо работал в Париже , учился в Королевской академии , где в 1723 году получил первую премию за рисунок, а в 1727 году — первую премию за «историческую живопись» — как и его будущий соперник Франсуа Буше . В 1724 году он получил Римскую премию за картину « Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем » .
Шарль Андре помогал своему старшему брату при выполнении различных заказов, в частности при реставрации картинной галереи замка Фонтенбло (1724). Первый заказ получил в 1725 году на картину « Восшествие Христа во храм » для зала капитула церкви Сен-Мартен-де-Шан. Работал также над созданием декораций для Парижской оперы .
После повторного посещения Турина в 1727 году художник был нанят королем Сардинии Виктором Амадеем II , для которого он написал серию картин, иллюстрирующих произведения Торквато Тассо . В 1728 году прибыл в Рим, одновременно с Франсуа Буше и со своими племянниками Луи Мишелем ван Лоо и Франсуа ван Лоо. В Италии он стал известен своим умением расписывать потолки в стиле « trompe-l’oeil » (с «обманом зрения» в перспективных ракурсах) на мифологические и религиозные сюжеты (например, «Прославление святого Исидора», 1729) и был замечен папой Бенедиктом XIII . Его самой важной работой этого периода остаётся «Эней, несущий Анхиса» (1729). В 1732 Шарль ван Лоо переехал из Рима в Турин, где работал для короля Пьемонта и Сардинии Карла Эммануила III , в том числе во дворце Ступиниджи , и создал серию из одиннадцати картин для королевского дворца в Турине на тему Торквато Тассо: «Освобождённый Иерусалим».
В 1733 году ван Лоо, в связи с начавшейся войной за Польское наследство , возвратился на родину и в 1734 году поселился в Париже. В 1735 году он стал членом Королевской академии живописи и скульптуры , в 1737 — профессором Академии по классу исторической живописи. В 1754 был избран ректором Академии, в 1763 — её директором. В 1750 художник был возведён в дворянское звание, в 1751 — награждён орденом Святого Михаила . В июне 1762 ему был присвоен титул первого художника короля . В 1764 году ван Лоо предпринял поездку в Лондон , но годом позднее скончался в Париже, в зените своего успеха .
Шарль Андре ван Лоо работал в разных жанрах живописи. В 1736 году его картины с охотничьими сценками украсили залы Версальского дворца . В 1744 году он изображал забавные сценки для кабинета дофина в Версале. в 1736 году написал экзотические сцены охоты для малых апартаментов в Версальском дворце: «Охота на медведя» (La Chasse à l’Ours) и «Охота на страусов» (La Chasse à l’Autruche). В 1744 году расписал двери большого кабинета Дофина в Версале. В 1740—1750-х годах художник создал несколько серий картин, посвящённых древней истории, мифологии и религиозным сюжетам.
При французском дворе он пользовался поддержкой королевской фаворитки мадам де Помпадур и постоянно получал от неё заказы. В 1747—1748 годах ван Лоо выполнил ответственный заказ на портреты короля и королевы. Между 1752 и 1754 годами для мадам де Помпадур, украшения её дворца Бельвю ван Лоо написал двенадцать картин, включая «Аллегории искусств», одна из которых изображает маркизу в образе султанши, пьющую кофе ( Санкт-Петербург , Эрмитаж ; вариант — в парижском Лувре) . Незадолго до смерти маркизы, в 1764 году, художник написал аллегорию под названием «Искусство, умоляющее Судьбу пощадить жизнь мадам де Помпадур». Шедевром художника считается картина « Жертвоприношение Ифигении », написанное в 1757 году для Фридриха II Прусского , которое современники называли одним из величайших триумфов французской живописи.
В 1737 году ван Лоо принимал участие в росписях интерьеров Отеля Субиз в Париже. Около 1747 года выполнил аллегорическую композицию, изображающую Азию, для салона Отеля Самюэля-Жака Бернара на улице Бак. Работал для собора Нотр-Дам и церкви Сен-Сюльпис . Выполнял картоны для мануфактуры Гобеленов .
Учениками Ванлоо были Ф.-Х. Друэ, Г.-Ф. Дуайен , Л. Лагрене , Н.-Б. Леписье. Картины Шарля ван Лоо хорошо знали в России, его работе принадлежит один из лучших портретов императрицы Елизаветы Петровны (1760). Только в картинной галерее петербургского Эрмитажа находится шестнадцать картин Шарля Андре Ванлоо (в России его имя, как правило, пишут слитно: Карл Ванлоо).
Безграничная слава художника во второй половине XVIII века в связи с распространением эстетики неоклассицизма сменилась прохладным, а затем и резко критическим отношением. Дени Дидро и Жак Луи Давид , как бы соревнуясь друг с другом, обвиняли ван Лоо в жеманстве. А для романтика Эжена Делакруа имя Шарля ван Лоо было синонимом пошлости и мещанства .
По поводу картины ван Лоо «Ясон и Медея», выставленной в парижском Салоне 1759 года, Д. Дидро язвительно писал: «Это не что иное, как театральная декорация во всей её фальши; переизбыток красок нетерпим», а о картине «Купальщицы» ван Лоо Дидро заметил: «Останавливаешься перед ней скорее в силу собственной порочности, нежели благодаря таланту художника» .