Interested Article - Мануфактура Обюссон

Мануфактура Обюссон ( фр. Manufacture d'Aubusson ) — мануфактура по производству шпалер , основанная в XVII веке в городке Обюссон (регион Лимузен , центральная Франция).

История

Настенный ковер

В 1665 году в результате объединения ткацких мастерских Обюссона и соседнего с ним селения Феллетен (Felletin) при покровительстве короля Людовика XIV и министра финансов короля Жана-Батиста Кольбера была создана Королевская шпалерная мануфактура. Обюссон славился ткацкими мастерскими ещё с XII века, когда в этом регионе появились первые фламандские переселенцы из северных районов, многие из которых были потомственными ткачами .

Новая мануфактура была вынуждена конкурировать с королевскими мануфактурой Гобеленов и мануфактурой Бове и производством ворсовых ковров на мануфактуре Савоннери . Признание и известность продукции Обюссон принесла особая гладкая техника плетения. На мануфактуре производили шпалеры с цветочным орнаментом или сюжетными сценами по картонам выдающихся художников: А. Ватто , Ф. Буше , Ж.-Ж. Дюмона, К. Жилло , Н. Ланкре , Ж.-Б. Удри .

На мануфактуре использовали баслиссную технику плетения. В духе времени, отчасти в подражание фламандским шпалерам (вердюрам) и брюссельским коврам, фигурные сцены размещали на традиционном фоне из зелени, стилизованной листвы, на которую садятся птицы. Популярными были сцены охоты, сюжеты по « Метаморфозам » Овидия , басен Лафонтена .

Ранние обюссонские ковры, также как и изделия Савоннери, считались символами роскоши, богатства и изысканного вкуса. Их ткали из шёлка и натуральной овечьей шерсти. Ранние рисунки характерны приглушённой, «пастельной» гаммой, более поздние — яркими, насыщенными цветами. Со временем проявился характерный стиль, который отличался строгой геометрией рисунка: основное изображение располагалось медальоном в центре, а края оформляли с помощью орнаментального бордюра. В рисунках преобладали цветочные мотивы, геральдические элементы и гербы .

Со временем обозначилась основная особенность ковров Обюссона. Если парижские мануфактуры Гобеленов и Савоннери обслуживали главным образом потребности королевского двора и столичной аристократии, то продукция Обюссона была проще, ближе к традициям французской народной вышивки. Для рисунков использовали восточные мотивы в подражание «сарацинским коврам». В 1730—1770-х годах с переходом от стиля рококо к неоклассицизму , мотивы шинуазри постепенно уступали вердюрам и пасторалям в духе эпохи Просвещения.

На мануфактуре работали ткачи гугеноты , но после отмены Нантского эдикта о свободе вероисповедания 17 октября 1685 года Людовиком XIV мастера были вынуждены покинуть Францию. Технологию ткачества постепенно упрощали. С конца XVIII века на мануфактуре выпускали штоф (обивочные ткани для стен и мебели) с узкими полосами цветочных гирлянд и мелких розеток. С 1742 года — ковры для пола.

Мануфактура пережила подъём в годы ампира , но затем её популярность пошла на спад. Новая история шпалер «обюссон» началась в 1939 году с приходом на фабрику выдающегося французского художника Жана Люрса . Достижения позднего синтетического кубизма , пуризма и орфизма Люрса соединил с красочной фактурой шпалеры, а формы абстрактной живописи — с флоральными мотивами и символами Средневековья. Вслед за ним в Обюссоне стали работать М. Громер, Р. Дюфи и другие художники-модернисты. Их новаторскую продукцию со временем стали называть « новая таписерия ».

Примечания

  1. Weigert R. A. French Tapestry. London-New York, 1956. Рр. 135—142
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 65
  3. Morant A. de. Histoire des arts decoratifs des origines a nos jours. — Paris: Hachette, 1970. P. 412
Источник —

Same as Мануфактура Обюссон