Interested Article - Бурдон, Себастьян

Себастьян Бурдо́н ( фр. Sébastien Bourdon ; 2 февраля 1616 , Монпелье 8 мая 1671 , Париж ) — французский живописец и гравёр , представитель классицизма ; один из первых двенадцати академиков — «старейшин» Королевской академии живописи и скульптуры (1648).

Биография

Родился 2 февраля 1616 года на юге Франции в городке Монпелье в скромной семье. Отец его, Марен Бурдон, был мастером живописи и витражей, мать — Жанна Гельдер — была дочерью серебряных дел мастера. Себастьян воспитывался в духе протестантизма . В семь лет он покидает семью и приезжает в Париж , где поступает в мастерскую художника Бартелеми. В 14 лет Бурдон покидает столицу; согласно старым биографам художника, он исполнил фрески на своде в замке близ Бордо . Затем поступил на военную службу в Тулузе , где командир, заметив его равнодушное отношение к службе и узнав, что он художник, освободил его от воинской повинности и, возможно, именно он предложил Бурдону путешествие в Италию.

Около 1634 года Себастьян приезжает в Рим , где в то время живут и работают такие мастера как: Питер Ван Лар , создатель жанра « », Никола Пуссен , Клод Лоррен , Джованни Бенедетто Кастильоне , Андреа Сакки . Клод Лоррен оказал содействие Бурдону, и молодой художник начал работать, подражая этим великим мастерам, а также Караваджо . Его картины успешно покупались. Наряду с этими подражаниями Себастьян начинает вырабатывать свою манеру писания картин. Он находит собственную тему, обращаясь к изображению жанровых сцен: «Военный лагерь» (около 1635—1636), «Печь для обжига извести» (около 1635—1636). В ранних работах проскальзывают мотивы, близкие « », однако их отличает чёткое построение композиции, взаимосвязь планов и преобладание светлого колорита.

Мученичество Св. Петра , 1643

К середине 1630-х годов относят ряд его работ на мифологические сюжеты. Менее известны его исторические картины римского периода. В 1637 году, после ссоры с неким французом, который грозил Бурдону донести о кальвинистском вероисповедании, Себастьян вынужден был срочно покинуть Рим, так как ему угрожала инквизиция . Он уехал из Рима в сопровождении финансиста Эсселена, чьё покровительство облегчило отъезд из города. Некоторое время Себастьян Бурдон провёл в Венеции . Влияние венецианцев ощутимо проявляется в его полотнах, написанных по возвращении в Париж: «Поклонение волхвов», «Смерть Дидоны», «Нахождение Моисея». В этих картинах появился новый поэтический дух, использование более ярких тонов на первом плане и освещённый дальний план, использование извилистых ритмов, которые противостоят жёстким линиям архитектуры, новое понимание пространства. Те же черты были присущи его гравюрам того времени, таким как «Крещение евнуха», «Встреча Марии и Елизаветы».

В Париже Эсселен представляет художника Симону Вуэ . Себастьян продолжает работать в жанре «бамбоччад», но стиль его начинает постепенно меняться и приобретать собственные черты. В 1642 1643 , не без влияния голландских мастеров, Бурдон пишет жанровые сцены на темы из народной жизни, некоторые черты словно заимствованы у братьев Ленен . К этому времени относятся картины «Солдат в цыганском таборе», «Игроки в триктрак», «Нищие». В этих полотнах появляется тонкая чувствительность, колорит строится на сочетании серых и голубых тонов, оживлённых несколькими красными пятнами, освещение становится более утончённым.

После своего прибытия в Париж ( 1637 ) Себастьян Бурдон тесно связан с Луи Гуемьером, протестантским художником. В январе 1641 Бурдон женится на сестре Гуемьера, Сюзане, венчание состоялось в храме Шарентон. Эта свадьба укрепила связь Себастьяна с протестантскими художниками.

В мае 1643 было решено расписать Собор Парижской Богоматери . Выбор пал на Себастьяна Бурдона. Этот год считается поворотным годом в его творческой карьере. Он стал автором произведения «Мученичество святого Петра» — картина является противоположностью картин Пуссена.

Мужчина с черными лентами , 1657 1658

Но около 1645 года в творчестве Себастьяна появляются многочисленные отголоски пуссеновского классицизма: светлый колорит, строгая геометрия; картины этого времени — «Святое семейство», «Избиение младенцев». В 1648 году Бурдон становится одним из основателей Французской Академии Художеств и является одним из двенадцати выпускников. Глубокое влияние академизма чувствуется в картине «Мученичество святого Андрея». Но несмотря на влияние академизма, Бурдон утверждает своё собственное искусство, с мягкими, подвижными формами, переданными в световых, голубовато-серых тонах с красными вкраплениями, с тонкой проработкой воздушной среды. В этом же году у Себастьяна родился сын Авраам.

Во Франции в это время неспокойно, и ему не поступают заказы. В 1652 году художника приглашает шведская королева Кристина в Стокгольм . Он сразу соглашается. В Швеции Бурдон получает звание придворного живописца королевы, пишет серию портретов Кристины, Карла Х Густава , портреты придворных и офицеров. В портретах мастер сочетает психологизм и официальную пышность. Значение, придаваемое ломким драпировкам и контрастам белого, будет позже унаследовано Гиацинтом Риго и Никола де Ларжильером .

В 1653 у Себастьяна родилась дочь Анна. В 1654 году Бурдон возвращается в Париж и в следующем, 1655 году становится ректором Академии художеств. Его ученики — Никола-Пьер Луар и Пьер Монье. В 1656 1657 годах Себастьян Бурдон едет в свой родной город, где ему заказывают картину для собора Св. Петра и где он пишет композицию «Семь дел милосердия». Господин де Бретонвилье поручает художнику исполнить декорации в его особняке.

В 1658 году Бурдон приезжает в Париж. В этом же году умирает его жена. В сентябре 1658 года женится вторично на дочери купца из Тура , Маргарите Жумо. 11 ноября 1665 года Маргарита родила Себастьяну сына Анри. В конце своей жизни художник создаёт живописные и гравированные пейзажи, в которые помещает библейские сцены. Виртуозный и плодовитый рисовальщик, он пишет сангиной и лависом пейзажи и исторические сцены.

8 мая 1671 года Себастьян Бурдон умер в Париже. Он похоронен в пригороде Сен-Жермен .

Творчество и наследие

Художник обладал талантом и сильной впечатлительностью. Он не раз менял свой стиль, то работал в духе классицизма , то использовал приёмы, характерные для барокко , однако его всегда можно отличить по звучности и гармонии цветовых сочетаний, плавности движений, линий, картины наполнены светом и воздухом. Впоследствии искусствоведы назовут такую манеру письма «стиль Бурдона». Картины художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира. Восемь его работ имеются в Государственном Эрмитаже .

Избранные произведения

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Ponsonailhe C. : sa vie et son oeuvre, d'après des documents inédits, tirés des archives de Montpellier : [ фр. ] / Charles Ponsonailhe. — Paris : aux bureaux de L'Artiste , 1883. — 316 p., 8 p. fig. : pl. — Указ. в: , p. 44, no. 1238. — OCLC .
  • : catalogue critique et chronologique de l'oeuvre complet : [ фр. ] : Publ. à l'occasion de l'exposition "Sébastien Bourdon, 1616-1671, rétrospective", Montpellier, Musée Fabre, 7 juillet-15 octobre 2000, Strasbourg, Galerie de l'Ancienne douane, 25 novembre 2000-4 février 2001 / Jacques Thuillier. — Paris; Montpellier; Strasbourg : Réunion des musées nationaux; Musée Fabre; Musées de Strasbourg, 2000. — 528 p. : ill. en noir et en coul., couv. ill. en coul. — ISBN 2-7118-4049-2 . — LCCN . — OCLC .
Другие работы
  • Бенуа А. Н. : в 4 т. / Александр Бенуа. — СПб. : ИД «Нева», 2004. — Т. 4. — 448 с. : ил. — 5000 экз. ISBN 5-7654-1889-9 . — ISBN 5-7654-3988-8 (т. 4). — OCLC .
  • Blunt A. : [ англ. ] / Anthony Blunt. — 1st pbk. ed., based on 2d hardback ed., with revisions. — Harmondsworth ; New York : Penguin Books, 1973. — 471 p. — (The Pelican History of Art / joint eds.: Nikolaus Pevsner and Judy Nairn ; no. PZ4). — ISBN 0-14-056104-8 . — LCCN . — OCLC .
  • Mérot A. : [ англ. ] = La Peinture française au XVIIe siècle / Alain Mérot; translated by Caroline Beamish. — New Haven, London : Yale University Press, 1995. — 324 p. — ISBN 0-300-06550-7 . — LCCN . — OCLC .
  • Rosenberg P. : [ фр. ] : [exposition], Galeries nationales du Grand Palais, Paris, 29 janvier-26 avril 1982, The Metropolitan Museum of Art, New York, 26 mai-22 août 1982, The Art Institute, Chicago, 18 septembre-28 novembre 1982 / [organisée par le Metropolitan Museum of Art et la Réunion des musées nationaux avec le concours des services techniques du Musée du Louvre et des Galeries nationales du Grand Palais ; catalogue par Pierre Rosenberg]. — Paris : Editions de la Réunion des musées nationaux, 1982. — xx, 397 p. : ill. — ISBN 2-7118-0197-7 . — OCLC .
Словари и энциклопедии
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. V. — С. 20.
  • Власов В. Г. Бурдон Себастьян // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 154. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
  • Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — С. 133, 134, 140, 141, 142, 145, 163–169, 254, 259, 326, 401. — 588, [2] с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-9985-0610-9 .
  • Bajou T. / Alastair Laing // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Alastair Laing. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 573–575. — XIII, 929 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — LCCN . — OCLC .
  • / E. B. // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 235–236. — 728 p. — ISBN 2-7000-0150-8 . — OCLC .
  • Blumer M.-L. Bourdon (Sébastien) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française : [ фр. ] / sous la dir. de M. Prevost,... et Roman d'Amat. — Paris : Letouzey et Ané, 1954. — T. 6 : Bergeron — Bournon. — Col. 1456–1457. — 1528 col. — OCLC .
  • Brême D. Bourdon, Sébastien / D. Brême // Allgemeines Künstlerlexikon : Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / Saur; [Chefred.: Eberhard Kasten et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1996. — Bd. 13 : Bordalejo — Braun. — S. 366–368. — XIV, 690 S. — ISBN 3-598-22740-X . — ISBN 3-598-22753-1 (Bd. 13). — OCLC .
  • / Henri Stein // Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart : unter Mitwirkung von 320 Fachgelehrten des In- und Auslandes, : [ нем. ] : in 37 Bd. / herausgegeben von Prof. Dr. Ulrich Thieme und Prof. Dr. Felix Becker. — Leipzig : W. Engelmann, 1910. — . — S. 458–459. — 600 S. — OCLC .
Справочные указатели
  • Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — No. 1238. — ISBN 0-8240-3326-4 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Бурдон, Себастьян