Interested Article - Пенни, Джанфранческо

Джанфранческо ( Джованни ) Пенни ( итал. Giovan Francesco Penni ок. 10 марта 1494, Флоренция — около 1528), прозванный иль-Фатторе ( il Fattore — делец, труженик), — итальянский живописец, ученик и помощник Рафаэля Санти .

Джованни Франческо был сыном флорентийского медика Баттисты Пенни. Прозвание «Fattore», записанное в документах и источниках, происходит от того, что он был зачислен «с детства», возможно, уже во флорентийские годы, в мастерскую Рафаэля с обязанностями ученика или «камергера», но и для того, чтобы отличать его от младшего брата, также ученика Рафаэля — Луки Пенни . В мастерской Рафаэля Джанфранческо, вероятно, выполнял ещё и функции секретаря и в этой роли последовал за учителем в Рим в 1508 году (или в 1510) году.

Работу Джанфранческо трудно отделить от работы других учеников и помощников Рафаэля в его большой мастерской, с трудом справлявшейся с обилием заказов. Дж. Вазари в своих «Жизнеописаниях» называет росписи гротесками Ватиканских лоджий в числе первых работ Пенни «в компании Джованни да Удине, Перино дель Вага и других выдающихся мастеров» (Вазари,IV, с. 332). Совместно с Рафаэлем Джанфранческо Пенни работал также над росписями станц в Ватиканском дворце (вероятно, монохромных частей) и над фресками виллы Фарнезина в Риме (1511—1520). Многочисленные рисунки пером и тушью, акварелью, мелом и углём также предположительно приписывают Пенни.

После смерти Рафаэля Джован Франческо вместе с Джулио Романо унаследовали мастерскую учителя и самое важное из папских заданий — Зал Константина в Ватикане, роспись которого была заказана Рафаэлю Львом X в 1517 году. Рафаэль не успел выполнить это задание, и зал расписывали ученики. В зале Константина Дж. Пенни написал основную часть фрески «Крещение Константина». Примерно в 1522 году по сообщению Вазари Джован Франческо ненадолго вернулся во Флоренцию и расписал фресками скинию на вилле Людовико Каппони в Монтуги. Пенни работал вместе с Перино дель Вага . В сотрудничестве с Джулио Романо им было написано «Вознесение Мадонны» (Ассунта) в монастыре Монте-Лучи в Перуджии. Участвовал также в создании рисунков для шпалер с картинами из жизни Христа для зала консисторий в Ватикане по заказу папы Климента VII. В 1526 году он покинул Рим и отправился в Мантую . Как писал Джорджо Вазари, Пенни был плохо принят в Мантуе, хотя и выполнил там фрески для Палаццо дель Те . Поссорившись вскоре с Романо, он уехал в Ломбардию, затем жил в Риме, а последние годы провёл в Неаполе, где жил с 1526 года и работал у маркиза Васто.

Художник скончался в Неаполе в 1528 году. Имел несколько ставших впоследствии знаменитыми учеников. Его картины хранятся в Неаполитанском и Ватиканском музеях, в Дрезденской галерее, в музее Штутгарта и некоторых других собраниях. Двое его братьев также были художниками: Лука Пенни работал во Франции при дворе Фонтенбло ; Бартоломео служил при дворе Генриха VIII в Англии .

Примечания

  1. Giovanni Francesco Penni // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  2. Giovanni Francesco Penni // (англ.) — 2015.
  3. (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
  4. (нидерл.)
  5. Dizionario Biografico degli Italiani, — Volume 82 (2015). — URL: от 13 мая 2021 на Wayback Machine
  6. Shearman J. Raphael in early modern sources. 1483—1542. — New Haven-London, 2003. — Р. 590
  7. Cordellier D. Luca Penni: un disciple de Raphaël à Fontainebleau. — Parigi, 2012

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Пенни, Джанфранческо