Interested Article - Кук ван Альст, Питер
- 2020-12-31
- 1
Питер Кук ван Альст Старший ( нидерл. Pieter Coecke van Aelst ; 14 августа 1502 года , Алст — 6 декабря 1550 года , Брюссель ) — фламандский художник эпохи Северного Возрождения , представитель нидерландского маньеризма . Романист . Архитектор , скульптор , рисовальщик и гравёр , иллюстратор, писатель и издатель, художник- декоратор , ювелир и орнаменталист . Выполнял рисунки для шпалер и витражей .
Творчество ван Альста Старшего иногда неправомерно смешивают с произведениями его сына и ученика Питера Кука ван Альста Второго, или Младшего , а также с отождествляют с Питером ван Альстом, более известным как Питер ван Эдинген (Pieter van Edingen), известным ткачом Брюссельской шпалерной мануфактуры .
Жизнь и творчество
Питер Кук ван Альст родился в 1502 году в Алсте (восточная Фландрия), был сыном живописцев и происходил из знатной семьи, родоначальниками которой были политики и художники. Учился у своего отца, а затем, с 1517 по 1521 год у Бернарта ван Орлея , в середине 1920-х годов жил в Италии , где познакомился с искусством итальянского Возрождения . В 1525 году он вернулся в Нидерланды, в 1527 году вступил в гильдию Святого Луки Антверпена .
В 1526 году женился на Анне Мертенс ван Дорнике, дочери известного художника Яна Мертенса ван Дорнике. У них родилось двое детей, однако вскоре (около 1527 года ) Анна умерла .
В 1533 году ван Альст совершил путешествие в Турцию и прожил год в Константинополе . За это время он сделал огромное количество рисунков, которые его вторая жена — художница-миниатюристка Майкен Верхюлст — уже после его смерти оформила в серию ксилографий «Жизнь и нравы турок» . В браке с Майкен у ван Альста родилось трое детей; предполагается, что художник с семьёй изображён на работе неизвестного художника, созданной около 1550 года и находящейся в цюрихском Кунстхаусе . Дочь ван Альста Мария впоследствии стала женой Питера Брейгеля Старшего . Согласно Карелу ван Мандеру , Брейгель был подмастерьем у ван Альста, «с которым потом и породнился, женившись на его дочери, которую он в детстве, живя у Питера Кука, часто носил на руках» .
Кук ван Альст изучил тонкости турецкого шерстяного ковроткачества, которые частично внедрил в производство на Брюссельской шпалерной мануфактуре , хотя так и не нашёл деловых партнёров для сбыта своих шпалер . Как живописца Кука ван Альста относят к романистам (поклонникам Рима и итальянского искусства) антверпенской школы . Под влиянием итальянского искусства Кук ван Альст первым в Нидерландах применил ренессансный орнамент — итальянские гротески с мотивами герм и маскаронов — в книжной гравюре, а затем в картонах для шпалер. В 1544 году Кук ван Альст открыл свою вторую мастерскую в Брюсселе; там он изготовил, среди прочего, большие картоны для шпалер, которые производились в брюссельских мастерских. Его роль в становлении шпалерного искусства в Нидерландах трудно переоценить .
В 1530—1550 годах Питер Кук и Бернарт ван Орлей являлись самыми влиятельными лицами в брюссельском ковроткачестве. В своей мастерской в Брюсселе мастер с учениками писал картины, изготавливал гравюры, рисунки для витражей и шпалер. По рисункам Кука ван Альста были созданы многие витражи, в том числе для церкви Святой Екатерины в Хогстратене и собора Богоматери в Антверпене . Вместе с Бернартом ван Орлеем он, по поручению папы Льва Х , надзирал за изготовлением на Брюссельской мануфактуре знаменитой серии шпалер «Деяния Святых Апостолов» по картонам учеников Рафаэля . Среди других произведений — серия «аррасов» ( итал. arazzi ; так называли шпалеры из города Арраса , одного из ранних центров производства тканых ковров во Франции) на темы картин Иеронима Босха . Серия была создана в неизвестных мастерских Брюсселя в 1530—1540-е годы. Аррасы продали во Францию, причём пять из них указаны в описи имущества короля Франциска І от 1542 года. Серия пользовалась популярностью и после смерти художника. Она была повторена в 1566 году для кардинала де Гранвелы . Два года спустя серию соткали заново для герцога Альбы .
В 1550 году, за несколько месяцев до своей смерти, Кук ван Альст стал придворным художником императора Карла V . Значительное количество произведений художника было уничтожено в годы иконоборчества в Нидерландах в XVI веке, поэтому полное представление о количестве его произведений и его художественной эволюции получить затруднительно. Питер Кук ван Альст был не только художником, но также издателем и теоретиком искусства , автором нескольких трактатов по искусству для картоньеров и декораторов. В его переводе с комментариями в Нидерландах вышло сочинение (не полностью) итальянского архитектора Себастьяно Серлио «Семь книг об архитектуре Себастьяно Серлио из Болоньи» (I Sette libri dell’architettura di Sebastiano Serlio bolognese), части, опубликованные в 1539 году на голландском и французском языках. Ганс Вредеман де Врис выступал в роли консультанта .
С 1545 по 1550 год учеником ван Альста был Питер Брейгель Старший , который в 1563 году женился на дочери Кука ван Альста Марии (Майкен). Его учениками помимо Брейгеля были Виллем Кей , Николас Нёфшатель и его сыновья Питер Второй (Младший), Мишель и Паувел.
Галерея
-
Искушение Святого Антония. Между 1543 и 1550. Дерево, масло. Прадо, Мадрид
-
Распятие. Ок. 1530. Дерево, темпера. Национальный музей , Варшава
-
Снятие с креста. Триптих. 1540—1545. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
-
Моление о чаше. Между 1527 и 1530. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург
-
Тайная вечеря. 1528. Дерево, масло. Частное собрание
-
Снятие с креста. Триптих. Ок. 1535. Музей « Церковь на чердаке », Амстердам
-
Поклонение волхвов. Триптих. 1530-е. Дерево, масло. Частное собрание
-
Благовещение. Поклонение волхвов. Поклонение пастухов и ангелов. Между 1525 и 1550. Дерево, масло. Прадо, Мадрид
-
Христос с учениками на пути в Эммаус. 1540-е. Дерево, масло. Частное собрание
-
Святой Иероним в своей келье. Ок. 1530. Частное собрание
-
Пьета. Витраж по картону П. Кука ван Альста. Между 1517 и 1550. Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Основные произведения
- Тайная вечеря. 1528. Частное собрание
- Распятие. Ок. 1530. Национальный музей , Варшава
- Моление о чаше. Между 1527 и 1530. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Поклонение волхвов. Триптих. 1530-е. Частное собрание
- Святой Иероним в келье. Ок. 1530, Художественный музей Уолтерса , США
- Снятие с креста. Триптих. Ок. 1535. Музей « Церковь на чердаке », Амстердам
- Поклонение пастухов. 1540. Национальный музей , Варшава
- Поклонение волхвов. 1540. Берлин
- Путь на Голгофу. 1540. Берлин
- Поклонение волхвов. Триптих. Палаццо Бьянко, Генуя
- Поклонение волхвов. Триптих. Валь-д’Уаз, Франция
- Христос с учениками на пути в Эммаус. 1540-е. Частное собрание
- Поклонение волхвов. Триптих. Частное собрание
- Преображение. Снятие с креста
- Мадонна с Младенцем
- Пресвятая Троица. Прадо, Мадрид
- Поклонение Волхвов. 1550. Рейксмюсеум , Амстердам
- Святое семейство. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , Москва
- Иосиф Аримафейский. Мария Магдалина. Боковые панели утраченного триптиха. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , Москва
Примечания
- Согласно нидерландско-русской практической транскрипции , эту фамилию по-русски следует передавать как Кукке ван Алст
- (нидерл.) . RKD-Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis (27 февраля 2019). Дата обращения: 14 августа 2019. 13 апреля 2019 года.
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- ↑ , p. 18.
- Elizabeth Cleland. (англ.) . The Metropolitan Museum (2014). Дата обращения: 16 марта 2021. 27 февраля 2021 года.
- ↑ Jane Campbell Hutchison. (англ.) . Grove Art Online .
- ↑ (англ.) . The British Museum . Дата обращения: 16 марта 2021. 15 апреля 2021 года.
- , с. 62.
- Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 18
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. München, E.A. Fleischmann, 1835—1852
- Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 62
- , p. 18—19.
Литература
- / Elizabeth A. H. Cleland. — Metropolitan Museum of Art, 2014. — 401 p.
- Львов С. Л. Питер Брейгель Старший. — Москва: Терра, 1998. — 304 с. — ISBN 5-300-02191-1 .
Ссылки
- 2020-12-31
- 1