Interested Article - Портрет Бальдассаре Кастильоне
- 2020-02-05
- 2
Портрет Бальдассаре Кастильоне — картина Рафаэля Санти , написанная около 1514—1515 годов. Портрет, изображающий друга Рафаэля Бальдассаре Кастильоне , известного итальянского писателя и дипломата, считается одной из выдающихся работ эпохи Ренессанса , оказавшей значительное влияние на развитие портретной живописи.
История
Возвышение Кастильоне в аристократических кругах шло параллельно с растущим признанием Рафаэля в качестве придворного живописца урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро . Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями . В 1505 году герцог заказал Рафаэлю портрет английского короля Генриха VII , и именно Кастильоне отправился в Англию, чтобы представить монарху законченную картину . Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески « Афинская школа » и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры .
Портрет Кастильоне, вероятно, имел глубоко личную значимость для самого писателя, так как сохранилось его стихотворение с описанием картины как утешения для жены и сына, которых он вынужден был оставить во время своей поездки в Рим .
В 1661 году картину приобрёл Людовик XIV у наследников кардинала Мазарини , и в настоящее время она хранится в Лувре.
Описание
Картина имеет пирамидальную композицию. Она является одной из всего двух картин Рафаэля, изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски ) . На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось) . Кастильоне изображён сидящим на фоне землистого цвета в тёмном дублете , отделанном беличьим мехом и чёрной лентой. Этот явно не летний наряд указывает на вероятное время написания портрета — зиму 1514—1515 годов, когда Кастильоне находился в Риме по поручительству от Гвидобальдо да Монтефельтро к папе Льву X . Лицо Кастильоне направлено почти строго фронтально к зрителю, волосы завёрнуты в тюрбан, украшенный беретом с надрезанными краями и медальоном. Мягкие контуры одежды писателя, округлая борода, весь его облик в целом передают утончённость, ранимость и чувствительность личности, что зачастую свойственно портретам Рафаэля позднего периода . Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении « Придворный » , идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира .
Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины . Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии « Моны Лизы », которую Рафаэль мог видеть в Риме . Искусствовед Лоуренс Гоуинг отмечает в портрете как совершенное благородство контуров и спокойную чистоту классической живописи, так и явное предвосхищение стиля барокко . При этом он обращает внимание на контринтуитивное обращение художника с серым мехом, противоречащее традиционному моделированию формы — направленные к свету области затемнены, а ткань, находящаяся в тени, напротив, отдаёт сиянием . Искусствовед Джеймс Бек определил портрет Бальдассаре Кастильоне, как окончательное решение портретной мужской живописи в эпоху Ренессанса .
Влияние
Несмотря на неопределённости в критической оценке работы Рафаэля, она вызывала неизменное восхищение у других художников . Портрет имел несомненное влияние на Тициана , который мог впервые увидеть его в доме самого Кастильоне в Мантуе . Тицианов портрет Томмазо Мости общепринято считается написанным под влиянием картины Рафаэля и отражающим представление Кастильоне об идеалах личности придворного . В 1639 году Рембрандт сделал эскиз картины во время аукциона в Амстердаме, где она была выставлена на торги, и впоследствии использовал увиденную композицию в нескольких автопортретах. Одну из копий портрета, ныне хранящуюся в институте искусства Курто , выполнил Питер Пауль Рубенс . Обе версии — и Рембрандта, и Рубенса — демонстрируют полный расцвет барокко, что значительно отличает их от мягкой сдержанности оригинала . В XIX веке Жан Огюст Доминик Энгр выбрал для портрета Луи Франсуа Бертена раму, полностью аналогичную раме портрета Кастильоне, возможно, подчёркивая как собственные амбиции, так и сходство картин в исключительном иллюзионизме и выбранной цветовой палитре . На рубеже XX века копию картины выполнил Анри Матисс , после чего Поль Сезанн высочайшим образом оценил оригинал Рафаэля, отметив идеальный баланс различных цветовых областей в единстве целого .
Известные работы, написанные под влиянием портрета Бальдассаре Кастильоне
-
Тициан, Портрет Томмазо Мости , ок. 1520.
-
Рембрандт, Автопортрет у каменного подоконника , гравюра, 1639.
-
Рембрандт, Автопортрет , 1640.
-
Рембрандт, Автопортрет в берете и с поднятым воротником , 1659.
Фильмография
- «Портрет друга-придворного», фильм из цикла « Палитры » (Франция, 1994).
Примечания
- ↑ Loudon, 43
- ↑ Jones and Penny, 162
- ↑ Gowing, 170
- ↑ Beck, 160
- ↑ Portrait of Baldassare Castiglione (1478—1529), Louvre
- ↑ Jones
- Cunningham, Reich, 319
- Beck, 156
- ↑ Ilchman, 201
- Tinterow, 305
- ↑ Ackley, 308
- White, 200
Литература
- Ackley, Clifford S. Rembrandt’s Journey: Painter•Draftsman•Etcher . Boston, Museum of Fine Arts, 2003. ISBN 0-87846-677-0
- Beck, James H. Raphael . New York, Harry N. Abrams, Inc., 1976. ISBN 0-8109-0432-2
- от 19 августа 2020 на Wayback Machine
- Gowing, Lawrence. Paintings in the Louvre . New York, Stewart, Tabori & Chang, 1987. ISBN 1-55670-007-5
- Ilchman, Frederick, et al. Titian•Tintoretto•Veronese: Rivals in Renaissance Florence . Boston, Museum of Fine Arts, 2009. ISBN 978-0-87846-739-6
- от 19 мая 2018 на Wayback Machine
- Jones, Roger; Penny, Nicholas. Raphael . New Haven and London, Yale University Press, 1983. ISBN 0-300-03061-4
- Tinterow, Gary, et al. Portraits by Ingres: Images of an Epoch . New York, Harry N. Abrams, Inc., 1999. ISBN 0-8109-6536-4
- White, Christopher, et al. Rembrandt by himself . Yale University Press.
Ссылки
- от 20 мая 2018 на Wayback Machine
- в базе данных Лувра (фр.)
- 2020-02-05
- 2