Interested Article - Кузьмин, Аполлон Григорьевич

Аполло́н Григо́рьевич Кузьми́н ( 8 сентября 1928 , село Высокие Поляны , Рязанская губерния 9 мая 2004 , Рязань , похоронен в Москве ) — советский и российский историк , публицист, общественный деятель. Доктор исторических наук, профессор. Автор работ о происхождении Древней Руси . Был сторонником антинорманизма южнобалтийской гипотезы . Участвовал в кампании по «борьбе с сионизмом» . Видный член движения русских националистов , известного как « русская партия » .

Биография

Аполлон Кузьмин родился 8 сентября 1928 года в селе Высокие Поляны Пителинского района Рязанской области.

В 1952 году поступил на исторический факультет Рязанского педагогического института. Окончил исторический факультет Рязанского государственного педагогического института (1956). В 1958 году поступил в аспирантуру на кафедру источниковедения МГУ, научный руководитель — академик М. Н. Тихомиров . Кандидатскую диссертацию «Рязанское летописание. Сведения летописей о Рязани и Муроме периода их самостоятельности» защитил в 1963 году.

В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Н. Тихомирова вошёл в состав рабочей группы Института истории АН СССР по публикации « Полного собрания русских летописей ». Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. А. Рыбакова и И. Д. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала « Вопросы истории » (переехал в Москву), совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ. В этот период активно участвовал в различных дискуссиях по ключевым проблемам российской истории ( этногенез славян , происхождение Древнерусского государства, изучение русского летописания , подлинность « Слова о полку Игореве » и др.).

В 1975 году по приглашению профессора Д. С. Бабурина перешёл на работу в МГПИ им. Ленина , где проработал почти 30 лет и подготовил несколько десятков докторов и кандидатов исторических наук ( А. Ф. Киселёв , С. В. Перевезенцев , В. В. Фомин , В. И. Вышегородцев, Г. А. Артамонов, В. В. Маландин, В. И. Меркулов, Е. С. Галкина , Е. А. Колесникова, Ю. А. Мамаева, Г. В. Талина , В. В. Горский и др.)

В 1996 году в автокатастрофе погибла его дочь Татьяна. В начале 2000-х годов Кузьмин приехал в Рязань на отдых и лечение к своей старшей дочери Ирине. Скончался 9 мая 2004 года от заражения крови в Рязанской областной больнице. Похоронен в Москве , на Хованском кладбище , после отпевания в храме Архангела Михаила в Тропарёве .

Научная деятельность

В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию «Рязанское летописание», а в 1971 году — докторскую «Начальные этапы древнерусского летописания» (официальные оппоненты П. П. Епифанов , А. П. Пронштейн и В. Л. Янин ; последний дал отрицательный отзыв).

Является автором ряда концепций, связанных с изучением этногенеза индоевропейцев и славян , древнерусского летописания , « варяжской », « норманской », « русской » и « хазарской » проблем, происхождения Древнерусского государства, типологии первичных форм социальной организации индоевропейских народов , истоков русского христианства и крещения Руси , проблемы диалектики взаимоотношений «земли» (общества) и «власти» (государства) [ уточнить ] .

В 1970—1980-е годы Кузьмин почти в одиночку отстаивал точку зрения, что варяги не были скандинавами . В рамках занимаемой Кузьминым позиции варяги считаются прибалтийскими славянами на основании этимологий и западнославянских влияний на язык и материальную культуру северо-западных областей Древней Руси . Исследуя летописное сказание о призвании варягов , Кузьмин в целом следовал концепции А. А. Шахматова .

Кузьмин полемизировал в печати с Л. Н. Гумилёвым , А. А. Зиминым , Э. Киннаном , А. Поппэ , Л. В. Черепниным и другими известными историками. По оценке В. А. Кучкина , Кузьмин не был согласен ни с норманистами, ни с антинорманистами , а основную проблему их спора — о значении иноземного начала в русской истории — он по сути дела решал так же, как и норманисты .

Ознакомившись в изложении польского историка XVIII века Х. Ф. Фризе с летописью Коменского из архива Жиротинов, Кузьмин предположил, что источником этих известий могли быть древние моравские хроники .

В статье «Об этнической природе варягов» (1974) Кузьмин пытался доказать, что большая часть русских и варяжских имён имеет кельтское происхождение, а летописные варяги были ославяненными кельтами, но позднее окончательно утвердился на позиции поморско-славянского происхождения варягов .

Ещё в советский период он заявлял об « арийских корнях» славян . Критиковал сторонников подлинности « Влесовой книги » .

Кузьмин пытался отождествить влахов Пространного Жития Мефодия с волохами « Повести временных лет » — он предложил связать влахъ с арианскими готами , археологические следы которых в Паннонии прослеживаются вплоть до IX века, или с потомками лангобардов, которых в римской традиции также иногда именовали готами .

Общественная деятельность

В советское время активно участвовал в кампании по «борьбе с сионизмом» , который впоследствии назвал «механизмом власти врагов рода человеческого» . Кузьмин входил в националистический кружок И. Милованова. Этот кружок в начале 1970-х годов выполнял объёмный заказ аппарата ЦК КПСС на идеологическое сопровождение кампании по «борьбе с сионизмом» .

Будучи заместителем главного редактора академического журнала « Вопросы истории », А. Г. Кузьмин, в число задач которого входило курировать «антисионистские» публикации, вопреки главному редактору и части редколлегии выдвинул публикацию В. Большакова, содержащую, помимо критики сионизма, также порицание ошибок в этом плане журнала « Мировая экономика и международные отношения », который возглавлял бывший руководитель ТАСС Я. С. Хавенсон, убранный в 1948 года со своего поста в период кампании по «борьбе с антикосмополитизмом» . Вскоре секретарь редакции вскрыла новогоднюю поздравительную открытку от Большакова Кузьмину, где нашла текст, который стал достоянием редакции: «Желаю тебе новых побед. Против нашей Руси вся эта сволочь жидковата». Последнее слово в своей публикации сотрудник Международного отдела ЦК КПСС А. С. Черняев выделил курсивом. По мнению Н. А. Митрохина , эта игра слов была в духе «русской партии» и легко читалась их оппонентами .

Кузьмин был в числе авторов «Записки», направленной антисионистами в Международный отдел пропаганды ЦК КПСС от 30 марта 1974 года, содержащей жалобу на главного редактора « Советиш геймланд » Арона Вергелиса , который на страницах своего журнала осудил книгу Е. С. Евсеева «Фашизм под голубой звездой» .

В 1974 году в рецензии на книгу «Сионизм. Теория и практика» приводил цитату из «меморандума одного из еврейских обществ США», свидетельствующую о давнем («от времен Моисея ») стремлении евреев « господствовать над миром ». Был автором главы в книге «Идеология и практика международного сионизма» (М., 1978), а в 1979 году рецензировал в журнале « Молодая гвардия » ещё одну книгу о сионизме .

По свидетельству писателя (кандидата исторических наук) С. Н. Семанова ,

… Кузьмин сказал, что дает бумаги своим студентам (это младшие даже курсы), а те распространяют, то же и дочь. Зря это! Польза очень невелика от того, что десяток первокурсников прозреют, а он может на этом крупно и некрасиво попасться, испортить то немногое, чего мы добились в Пединституте.

Дневниковая запись С. Н. Семанова за 24 февраля 1980 года

В 1980-е годы Кузьмин, будучи видным членом «русской партии», включился в кампанию популяризации литературного творчества писателя Валентина Иванова . Кузьмин написал объёмное послесловие для массового издания романа Иванова « Повести древних лет », который в 1985 и 1986 годах издавался издательством « Современник » тиражом по 200 000 экземпляров. В 1986 году издательство « Молодая гвардия » переизданием романа Иванова « Русь изначальная » открыло библиотеку-серию «История Отечества в романах, повестях, документах». Издание было снабжено вводными статьями и набором приложений Кузьмина, который рекомендовал это издание своим студентам в качестве учебного пособия. Предисловия демонстрировали собственные воззрения Кузьмина по варяго-русскому вопросу .

В 1990 году историк выступал за переиздание « Протоколов сионских мудрецов » , тогда же подписал « Письмо семидесяти четырёх ». В позднейших публикациях А. Г. Кузьмин связывал с сионизмом своих оппонентов в науке, причисляя «антинорманизм» в советской историографии [ уточнить ] к последствиям решений «сионистского конгресса 1962 [ уточнить ] года» .

Кузьмин был председателем политической организации «Московское добровольное общество защиты русской культуры „Отечество“» (1989 — начало 1990-х годов), в правлении которой участвовал Александр Руцкой . Входил в Координационный совет НПСР .

В 1999 году писал о том, что в РФ продолжается практика искусственного создания привилегий для всех народов, кроме русского . Кузьмин считал «ненормальным» то, что в условиях слома прежней общественной системы 50 % российской территории «приватизируют» 7 % её жителей, поскольку границы республик проводились без опроса населения и везде за счёт русских земель .

Оценки деятельности

В некрологе в « Советской России » ректорат, сотрудники и студенты исторического факультета МПГУ, правление Союза писателей России , правление МГДОРК «Отечество» так оценили деятельность Кузьмина:

Аполлон Григорьевич всегда был истинным патриотом России, занимал активную гражданскую позицию, внес весомый вклад в развитие русского патриотического движения. Гордостью за прошлое и болью за настоящее проникнуты его публицистические работы в « Нашем современнике », «Молодой гвардии» и других патриотических изданиях… Аполлон Григорьевич никогда не боялся вступать в открытый бой с недругами нашего Отечества .

Коллега учёного историк М. Ю. Лачаева в биографической статье о Кузьмине писала:

Сочетание в творчестве А. Г. Кузьмина науки и публицистики не вредило друг другу, более того, публицистика позволяла рельефно и образно формулировать сложившиеся концептуальные положения. Он понимал, что хранитель памяти, историк несет методологическую ответственность, и к нему в полной мере применимо требование научной щепетильности и ответственности за смысл и форму языкового выражения .

Историк А. А. Зимин рассматривал идеи Кузьмина об исконности полянской руси в Киеве как тенденциозные, отмечая игнорирование им текстологических принципов при анализе летописей и субъективность выводов . Критически оценивали исследовательскую методику Кузьмина Д. С. Лихачёв , В. Л. Янин и Я. С. Лурье . По мнению В. Б. Кобрина , Кузьмин занимался подгонкой фактов под собственные априорные суждения. Непоследовательность Кузьмина как исследователя проявилась следующим образом: поначалу он считал призвание варягов-скандинавов мифом, но затем признал его подлинным событием с участием варягов-славян. При этом Кузьмин откровенно объявил, что его прежний «подход логичен, если исходить из представления о „варягах“ как скандинавах. Пересмотр этого положения существенно меняет оценку всего предания» . В связи с этой сменой взглядов Я. С. Лурье упрекал Кузьмина в «потребительском» отношении к источникам . Он писал, что исторические построения Кузьмина «представляют собой не гипотезы , а в сущности простые догадки», поскольку базируются на допущениях, не подкреплённых аргументами .

По мнению историка и филолога Е. А. Мельниковой , в 1970-е годы Кузьмин возродил антинорманизм середины XIX века, в той его форме, которая была выдвинута М. В. Ломоносовым и развита С. А. Гедеоновым . Согласно Мельниковой, эта концепция использует ненаучные этимологии (при отсутствии у Кузьмина филологической подготовки) и смешивает западных славян с поморскими , а используемые в качестве аргументации следы поморских славян в археологическом материале немногочисленны .

Историк В. А. Шнирельман относит Кузьмина к числу учёных- почвенников . Историк В. В. Пузанов пишет о противоречивости взглядов Кузьмина и его сторонников («почему признание „норманнского“ происхождения „руси“ равносильно признанию неспособности восточных славян к государственному строительству, а „иранского“ или „кельтского“ — нет?») и отмечает, что «западнославянская» теория древнерусского политогенеза принципиально не отличается от «скандинавской» .

Учеником и последователем Кузьмина является историк В. В. Фомин , которого историк и археолог Л. С. Клейн называет «современным лидером антинорманизма» .

Некоторые работы

Автор около 350 научных публикаций.

Примечания

  1. Ныне — Пителинский район , Рязанская область , Россия .
  2. , Скандинавы в процессах образования Древнерусского государства, с. 50.
  3. , с. 216.
  4. , с. 44—45.
  5. .
  6. . Дата обращения: 21 января 2014. 21 февраля 2017 года.
  7. , с. 172.
  8. , Легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской историографии, с. 173.
  9. , с. 37.
  10. , с. 24.
  11. , с. 196, 199.
  12. .
  13. .
  14. , с. 32—33.
  15. , с. 142—149.
  16. Кузьмин А. Г. Предисловие // Евсеев Е. С. Сионизм в системе антикоммунизма. М., 2003
  17. , с. 216—217.
  18. , с. 217—218.
  19. , с. 301—308.
  20. .
  21. , с. 152.
  22. .
  23. . Дата обращения: 2 ноября 2012. 1 февраля 2014 года.
  24. , с. 248.
  25. .
  26. , с. 35—42.
  27. , с. 454—464.
  28. , с. 194—203.
  29. , с. 83—84.
  30. .
  31. , том 1, с. 380.
  32. , с. 17.
  33. , с. 201.

Литература

Ссылки

Полемика с Л. Н. Гумилёвым :

  • Гумилёв Л. Н.
Источник —

Same as Кузьмин, Аполлон Григорьевич