Воейков, Александр Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Фёдорович Лабзи́н ( 28 апреля [ 9 мая ] 1766 , Москва — 26 января [ 7 февраля ] 1825 , Симбирск ) — русский философ , писатель, переводчик, издатель. Религиозный просветитель и мистик , один из крупнейших деятелей русского масонства , основатель ложи «Умирающий сфинкс». Использовал псевдоним «У. М.» (ученик мудрости). Переводчик и издатель трудов Якоба Бёме .
Его жена Анна Евдокимовна (1758—1828) — известная мемуаристка.
Родился в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома. В 1776 году поступил в дворянское отделение университетской гимназии . В 1780 году произведён в студенты Московского университета . Учился на философском факультете Московского университета (1780—1784) . В 14 лет участвовал в студенческом издании «Вечерняя Заря», а на шестнадцатом году подпал под влияние известного масона И. Г. Шварца , вместе с которым читал энциклопедистов , проверяя их взгляды сличением со Святым Писанием.
В 1787 году Лабзин поднёс Екатерине II «Торжественную песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду» (М., 1787). Тогда же появились его переводы комедий Бомарше « Женитьба Фигаро » и Мерсье «Судья» («Le Juge» (фр.) ) .
В 1799 году был назначен конференц-секретарём Академии художеств , в 1805 — членом адмиралтейского департамента. Перевод «Истории ордена святого Иоанна Иерусалимского» Верто (СПб., 1799—1801), сделанный Лабзиным вместе с Вахрушевым, обратил на себя внимание императора Павла I , назначившего Лабзина историографом ордена. Мистические книги издавались Лабзиным большей частью под буквами У. М., то есть «ученик мудрости».
В 1801—1806 годы Лабзин переводил труды Эккартсгаузена , Юнга-Штиллинга и др. В 1806—1807 Лабзин издавал, под псевдонимом Феопемпта Мисаилова , религиозно-нравственный журнал « »; в 1806—1815 годах выпустил 30 книжек под именем Угроз Световостоков . Успех этих книжек был огромный; они стали любимым чтением в благочестивых семьях; в светских гостиных говорили о помощи ближнему по советам «Световостокова», от его имени поступали крупные пожертвования в медико-филантропический комитет.
В декабре 1816 года Лабзин получил Высочайший рескрипт и орден Святого Владимира II ст. за издание духовных книг на русском языке. В том же году министром народного просвещения стал один из друзей Лабзина, князь А. Н. Голицын . Когда мистицизм сделался при дворе преобладающим течением, Лабзин решил вновь приняться за издание «Сионского вестника». Журнал начал выходить с 1817 года, с посвящением «Господу Иисусу Христу», и сразу получил значительное для того времени распространение. Голицын освободил «Сионский вестник» от обыкновенной цензуры, заявив, что будет сам цензором Лабзина.
Против масонско-мистического поветрия выступали многие православные ортодоксы, в том числе будущий архимандрит Фотий . Некоторые участники молитвенных собраний у Лабзина втайне становились перебежчиками. К числу их принадлежал А. С. Стурдза . Получив от князя С. А. Ширинского-Шихматова критический разбор «Сионского вестника», сделанный каким-то московским затворником Смирновым, он написал донос и подал его князю Голицыну. Журнал Лабзина обвинялся в произвольном толковании учения о благодати, отрицании значения книги Царств , кощунственном учении о первородном грехе и т. д.
Голицын долго защищал своего друга, но в конце концов согласился со многими выводами Стурдзы и передал цензурование «Сионского вестника» врагу мистиков, ректору петербургской духовной семинарии архимандриту Иннокентию . Лабзин не мог и не хотел изменять направление своего журнала и вынужден был его прекратить. После запрета масонских обществ литературная деятельность его тоже не могла идти успешно, и он с тех пор издал только: «Зеркало внутреннего человека, в котором каждый себя видит, состояние своей души познавать и исправление своё по тому располагать может» (СПб., 1821) .
Назначен вице-президентом Академии художеств (12.1.1818). Известный своей прямотой и неподкупностью, Лабзин в сентябре 1822 выразил несогласие с избранием А. А. Аракчеева , В. П. Кочубея и Д. А. Гурьева в почётные члены Академии художеств на том основании, что «они близки к государю», заявив, что ещё более близок к императору лейб-кучер Илья . На Лабзина поступил донос, и он был уволен в отставку и выслан (20.10.1822) по указу Александра I в Сенгилей Симбирской губернии. В 1823 получил разрешение переселиться в Симбирск . Здесь он прожил, окружённый общим уважением, до смерти своей, в 1825 году. Богато одарённый от природы, Лабзин всю жизнь заботился о самообразовании и даже в зрелом возрасте изучал высшую математику.
Похоронен на кладбище Симбирского Покровского мужского монастыря .