Interested Article - Махаев, Михаил Иванович
- 2020-08-04
- 1
Михаи́л Ива́нович Маха́ев ( 1718 , Санкт-Петербург — 1770 , Санкт-Петербург ) — русский художник , мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа .
Биография
Родился в Санкт-Петербурге , в семье священника невысокого сана. В 11 лет был отдан в Академию Наук , где обучался математике и геометрии. В 1731 году был направлен в мастерскую Калмыкова, созданную при Академии, «для делания теодолита », где ознакомился с основами топографии . В 1736 году вместе с другими учениками выполнял задание по зарисовке тушью и акварелью предметов петровской Кунсткамеры для воспроизведения в гравюрах. Эта работа обогатила знания художника по естествознанию, географии, дала возможность увидеть произведения искусства (в том числе, гравюры Алексея и Ивана Зубовых).
Самостоятельно изучал законы построения перспективы, рисовал с натуры, ходил в вечерние классы иностранных языков (латинского и немецкого). После образования гравировальной мастерской при Академии, посещал занятия по рисунку с обнаженной натуры под руководством художника Гриммеля . С 1742 года числится подмастерьем в ландкартной мастерской, где обучается «резанию литер и ландкарт».
Морфология гравюр
Гравюра как предмет искусства является результатом работы рисовальщика и резчика. Обозначение характера выполненной работы входит в традиционную композицию листа и помещается под основным изображением у правого и левого полей. Имя Махаева в большинстве случаев стоит после слов «снимал» или «рисовал»: первое обозначает применение камеры-обскуры , а второе — создание самостоятельного творческого рисунка.
Перспектива и пейзаж
Махаев точно передает облик того или иного здания, фиксирует его с почти фотографичной точностью. Часто художник работает с архитектурными проектами, по которым создает фасады уже несуществующих или ещё непостроенных зданий.
К традиции архитектурного рисунка относится и включение стаффажа . Однако в работах Махаева он играет не только техническую, но и художественную роль — создает образ места, передает характер повседневной жизни. Фигуры людей объединены в жанровые сценки и соответствуют композиционному центру — зданию: придворные у Летнего дворца , кареты сановников и всадники перед Государственными коллегиями , толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей . Дополняют образ города деревья, которые постепенно обретают большую конкретность, смелее вводятся в композицию.
Последние годы
После основания Академии художеств , вся художественная деятельность Академии наук была упразднена. Но ландкартная мастерская продолжала работать. Махаев занимался здесь исправлением рисунков и видов русских городов, прилагаемых в качестве иллюстраций к картам России.
Художник был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на Васильевском острове
Основные работы
- 1745—1753 гг. — «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов».
- 1750-е гг. — серия гравюр «Окрестности Петербурга» — Махаев рисовал по материалам проектов.
- 1763 г. — серия видов Москвы для коронационного альбома Екатерины II .
- 1760-е гг. — альбом видов усадьбы Кусково (издан в Париже).
-
«Вид на Фонтанку » (1753)
-
«Портрет первого русского солдата С. Л. Бухвостова » ( XVIII век )
-
«Вид Невского проспекта в сторону Адмиралтейства » (1753)
Литература
- . — М. : Искусство , 1952. — 32, [8] с. — (Массовая библиотека).
- М. И. Махаев, 1718—1770. — Л. : Художник РСФСР , 1978. — 64 с. — ( Массовая библиотечка по искусству ). — 30 000 экз.
- Алексеева М. А. . — СПб. : Журнал «Нева», 2003. — 448 с. — 1200 экз. — ISBN 5-87516-022-5 .
- Малиновский К. В. . — СПб. : ВЕЛЕС, Риал, 2003. — 144 с. — (Наследие Золотого века). — ISBN 5-901740-02-5 .
- Малиновский К. В. . — СПб. : Крига, 2008. — 224 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-901805-37-4 .
Ссылки
- на « Родоводе ». Дерево предков и потомков
- 2020-08-04
- 1