Дирк Ясперс ван Бабю́рен
(
нидерл.
Dirck Jaspersz van Baburen
; ок. 1595,
Вейк-бей-Дюрстеде
— 21 февраля 1624,
Утрехт
) — голландский
живописец
эпохи
барокко
. Также известен как Теодор ван Бабурен и Теодор Бабурен. Основатель и один из крупнейших представителей
школы
утрехтских караваджистов
.
Биография
Дирк (Теодор) ван Бабюрен родился около 1595 года в городе Вейк-бей-Дюрстеде
провинции Утрехт
Республики Семи Объединённых Нижних Земель
, но его семья переехала в Утрехт, когда он был ещё молод. Самое раннее упоминание о художнике содержится в записях
Утрехтской гильдии святого Луки
1611 года как об ученике
Паулюса Янсона Морельсе
. Членство в гильдии дало ему право на профессиональную деятельность. В период между 1612 и 1615 годами Бабюрен отправился в
Рим
. Там он сотрудничал с соотечественником,
караваджистом
и подружился с близким последователем
Караваджо
Бартоломео Манфреди
.
Творчество Бабюрена привлекло внимание коллекционеров и
меценатов
Винченцо Джустиниани
и кардинала
Шипионе Боргезе
, и, возможно, под их влиянием около 1617 года художник получил заказ на роспись алтаря Капеллы Пьеты в церкви
Сан-Пьетро-ин-Монторио
. Бабюрен был одним из первых живописцев, принадлежавших к группе голландскоязычных художников, действовавших в Риме в семнадцатом веке, известной как «
Бент
», или «Перелётные птицы» (
нидерл.
Bent vogels
), или
нидерл.
Bentvueghels
— «Птицы пера»); его прозвище (всем членам объединения давали шутливые имена) было «Бирвлиг» (Biervlieg — «Пивная муха», или «Тот, кто много пьет»)
.
В Италии ван Бабюрена привлекло новаторское искусство
Караваджо
, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. У Караваджо он заимствовал композиционную выразительность, контрастное освещение и стремление к реалистическому изображению натуры — черты, ставшие характерными для караваджизма.
В 1620 году художник возвратился в Нидерланды и открыл собственную мастерскую в Утрехте. В этот период в его творчестве преобладали сюжеты
бытового жанра
, композиции для которых характерны крупные полуфигуры с контрастной
светотенью
, отличающиеся яркостью цвета и темпераментной манерой исполнения. Многим картинам Бабюрена присущ оттенок грубоватого
натурализма
, что в определённой мере было вызовом протестантской морали. Дирк ван Бабюрен ушёл из жизни в расцвете лет и своего таланта
21 февраля
1624 года
.
В Санкт-Петербургском
Эрмитаже
имеется картина Бабюрена: «Концерт»
Галерея
-
Концерт. Между 1621 и 1623 гг. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Сводня. 1622. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон
-
Вулкан, сковывающий цепями Прометея. 1623. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам
-
Положение во гроб. 1617-1621. Холст, масло. Центральный музей, Утрехт
-
Флейтист. 1620. Холст, масло. Берлинская картинная галерея
-
Курильщик с трубкой. 1623. Холст, масло. Музей Мармоттан-Моне, Париж
-
Римское милосердие. Между 1618 и 1624 гг. Холст, масло. Галерея искусств, Йорк, Англия
Произведения
-
Святой Себастьян, святая Ирина и её служанка (1615—1621, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид)
-
Омовение ног (Около 1616, Государственные музеи Берлина)
-
Положение во гроб (1617, Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио)
-
Святой Франциск (1618, Вена, Музей истории искусств)
-
Мальчик Иисус в храме (Осло, Национальная галерея)
-
Блудный сын (Майнц, Картинная галерея)
-
Кающийся Святой Петр (частная коллекция)
-
Римское милосердие, или Отцелюбие римлянки (1618—1624, Йорк, Галерея искусств)
-
Гранида и Дайфило (частная коллекция)
-
Юноша с варгуэной (1621, Утрехт, Центральный музей)
-
Сводня (1622, Бостон, Музей изобразительного искусства)
-
Лютнист (1622, Утрехт, Центральный музей)
-
Пьяный Силен (частная коллекция)
-
Христос среди учителей в храме (1622, Steven and Dorothea Green Collection)
-
Концерт (1622, Бостон, Музей изобразительного искусства)
-
Лютнист (1622, Утрехт, Центральный музей)
-
Император Веспасиан (1623)
-
Музыкант (Париж, музей Мармоттан)
-
Концерт (1623, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж)
-
Вулкан, сковывающий цепями Прометея. (1623, Амстердам, Рейксмузеум)
-
Христос в терновом венце (1623, Монастырь катаров, Утрехт)
-
Ахилл, готовящийся к мести за Патрокла (1624. Кассель, Картинная галерея стары мастеров)
Это интересно
Картина Дирка ван Бабюрена «Сводня» принадлежала Марии Тинс, тёще другого известного нидерландского художника
Яна Вермеера
, который дважды изображал это произведение на своих картинах («Дама за вирджиналем» и «
Концерт
»)
Библиография
-
Всеобщая история искусств, Т.4, М., 1963.
-
Сaravaggio and His Followers Aurora Art Publishers 1975 (fyuk).
-
Кузнецов Ю. И. «Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже». — Л.: «Аврора», 1979.
-
Камчатова А. В.
Нидерланды. Фландрия. Голландия: Библиографический словарь. —
СПб.
: Азбука-классика, 2008. — 528 с. —
ISBN 978-5-352-02200-9
.
.
Примечания
-
Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
-
Власов В. Г.
Бабюрен Дирк, Теодор фан // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 43. — ISBN-5-88737-005-X
-
Brown Ch. The Utrecht Caravaggisti // Gods, Saints & Heroes: Dutch Painting in the Age of Rembrandt. — National Gallery of Art, Washington D. C., 1980. — Р. 110. —
ISBN 0-89468-039-0
-
Levine David A. Schildersbent [Bent]. — Grove Art Online. — Oxford University Press, [March 15, 2007]
-
Brown Ch. The Utrecht Caravaggisti. — Р. 102
-
Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 97
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|