Коллекция Кроза
- 1 year ago
- 0
- 0
Братья Антуан и Пьер Кроза́ ( Crozat ) — уроженцы Тулузы , которые в правление Людовика XIV стали самыми богатыми людьми Франции , кредитовали королевский двор и в 1712–1717 гг. располагали монополией на управление Луизианой (обширными французскими владениями в Северной Америке).
Старший из братьев Антуан Кроза носил титул маркиза де Шателя и плотно занимался американскими делами, вкладывая средства в треугольную торговлю через Гвинейскую компанию . Ему принадлежали крупные табачные плантации в Вест-Индии ; при Кроза табакокурение стало распространяться и в Европе. По его поручению Кадиллак занимался розысками золота в Северной Америке. В конце жизни Кроза охладел к освоению Луизианы и сосредоточился на строительстве — предприятии, которое оставалось незаконченным, когда он умер в 1738 году.
Младший из Кроза, Пьер, был в шутку прозван Бедняком, так как истратил своё состояние на скупку художественных сокровищ. Его художественный «кабинет» считался лучшим из частных собраний Парижа. Пьер Кроза особенно ценил искусство рококо и покровительствовал Антуану Ватто , который занимался украшением его парижского особняка. По просьбе Регента он провернул покупку для него картин из собрания Кристины Шведской . Пьер Кроза пережил старшего брата на два года.
Художественные сокровища Кроза унаследовали трое сыновей Антуана — Луи Франсуа, Жозеф Антуан и Луи Антуан. Сыновей ни у одного из них не было, а имущество разошлось по частным французским коллекциям. Луи Франсуа от брака с Мари-Терезой Гуфье имел только дочь, которая вышла замуж за герцога Бирона . Сестра его Мари Анна была замужем за одним из Латуров — графом Эврё; для этой четы был построен Елисейский дворец .
Последним из Кроза был Луи Антуан, барон Тьер; он умер в 1770 году. Из трёх его дочерей от брака с графиней Монморанси-Лаваль две были замужем за маркизами из дома Бетюнов , а третья — за тем герцогом де Брольи , который стал фельдмаршалом на российской службе. После смерти барона Тьера по просьбе Екатерины II Дидро и удалось договориться с его наследниками о приобретении картин из его части наследства Кроза для Эрмитажа . Они были перевезены в Санкт-Петербург и легли в основу картинной галереи российских императоров.