Камея
- 1 year ago
- 0
- 0
«Камея Гонзага» ( Парный портрет Птолемея Филадельфа и Арсинои II; камея Мальмезон; итал. Il Cammeo Gonzaga ) — камея из трёхслойного сардоникса , относящаяся к лучшим образцам античной глиптики . Согласно общепринятому мнению , является самой знаменитой камеей Эрмитажа .
Представляет собой парный портрет. Скорей всего, это изображение эллинистических фараонов Египта — супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой — Птолемея II Филадельфа и Арсинои II . Выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской .
Хранится в Эрмитаже (Инв. № ГР-12678) , выставлена в Галерее камей на первом этаже здания Нового Эрмитажа.
Названа в честь первого известного владельца — маркиза Франческо II Гонзага , ренессансного мецената, правителя итальянского города Мантуи . Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в инвентарном каталоге собрания «Студиоло» Изабеллы д’Эсте — супруги Франческо , где модели были опознаны ошибочно:
Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря [ Августа ] и Ливии , с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты , с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини.
Молодой Рубенс , видевший её в начале XVII века, почёл эту камею лучшей из виденных: «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта — прекраснейшая в Европе» .
До 1630 года принадлежала мантуанским герцогам. В 1630—1648 годы камея хранилась в Пражском Граде в сокровищнице Габсбургов, поскольку они овладели Мантуей и вывезли оттуда сокровища . Затем она попадает в Стокгольм как трофей шведских войск, захвативших Прагу. С 1648 года камея находилась в собрании шведской королевы Кристины и обозначалась как «картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Когда Кристина отреклась от престола и уехала в один из итальянских монастырей, она увезла с собой и камею. После смерти королевы в 1689 году камея попала к её фавориту кардиналу Д. Аццолино , который продал художественное собрание королевы герцогу Браччиано из рода Одескальки. В 1794 году она хранилась в Ватикане — в библиотеке купившего её папы Пия VI . Оттуда в 1798 году камея была конфискована французами при оккупации Рима и увезена во Францию.
Попала в Эрмитаж в 1814 году из коллекции Жозефины Богарне . В 1814 году, вступив с войсками во Францию, император Александр I нанес визит в Мальмезонский дворец и был тронут бедственным положением Жозефины. Он отдал распоряжения относительно обеспечения безопасности её и её семьи в тот момент, когда союзные войска входили в Париж. В знак своей признательности Жозефина подарила Александру камею . По дворцу Мальмезон , резиденции Жозефины, в XIX веке камею также назвали «камеей Мальмезон» . (В том же году Жозефина скончалась — как говорят, простудившись, гуляя в легком платье по аллеям вместе с русским императором. Часть её коллекции была выкуплена Александром уже у наследников).
В настоящий момент считается, что камея представляет собой парный портрет эллинистических фараонов Египта — супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой, — Птолемея II Филадельфа и Арсинои II . Поскольку никаких надписей и индивидуальных атрибутов на камее нет, к такому выводу исследователи пришли не сразу.
В период Ренессанса считалось, что на камее изображены Октавиан Август и его супруга Ливия . Также выдвигались версии, что это Александр Македонский и его мать Олимпиада или другие царственные пары древности: Германик и Агриппина Старшая , и даже Птолемей II и его первая жена Арсиноя I . Впоследствии мнение изменилось, и возникли следующие версии: среди римлян — Адриан и Вибия Сабина , Нерон и его мать Агриппина Младшая , Калигула и его бабушка Антония Младшая , Друз Младший и Ливилла . Среди правителей эллинистического мира наиболее часто назывались следующие имена: Птолемей и Эвридика I , Птолемей III и Береника II , Александр I Валас и Клеопатра Тея , Птолемей X Александр и Клеопатра III , и даже Митридат Евпатор .
Эксперты вели долгие дебаты относительно даты и места происхождения данной камеи. Версии охватывают период времени, по крайней мере, в три века, и расхождения в мнениях до сих пор сохраняются. В настоящий момент авторитеты придерживаются мнения, что работа происходит из Александрии , где и возникло подобное искусство работы с камнями. Эта теория также подпитывается иконографическими исследованиями и замеченной связью с египетской традицией. Кроме того, учитывается любовь к мифологическим сюжетам, свойственная двору Птолемеев, а также сходство с рельефами Александрии. Стиль и природа резьбы, её отличие от римской традиции, склонили многих экспертов к тому, чтобы передвинуть дату к , когда как раз и возникли двойные профильные портреты. Этот тип, известный как capita jugata , характеризуется тем, что один профиль появляется непосредственно за другим.
В целом, поскольку стиль и техника доказывают, что камея была изготовлена в Александрии и относится к первому эллинистическому периоду, то большинство исследователей считают невозможными, чтобы она изображала правителей Рима или Сирии. До сих пор наиболее правдоподобными и популярными остаются две версии: Александр Македонский с матерью или же сын его полководца Птолемей II с женой. Обе теории имеют своих сторонников и противников, с готовностью указывающих на сходство изображенных с известными идентифицированными портретами. Версии Александра придерживаются J. Krause, A. Furtwängler, J. Bernoulli, A. Heckler, G. Lippold, M. Bieber, G. Richter, G. Wirth.
Первый всеми признанный художник-гранильщик был Пирготел, имевший один только право вырезать на камне изображение Александра; но верх совершенства в этом искусстве представляет гемма, названная cameo Gonzaga и ныне принадлежащая русскому императору; на ней изображены портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и в то же время супруги, Арсинои (по мнению других — Олимпиады и Александра). Этот оникс, творение неизвестного нам художника, самое прекрасное, нежное и гениальное произведение из числа всего дошедшего до нас в этом роде; в сравнении с ним другая прекрасная венская гемма (cameo) является слабым подражанием. |
|
Тем не менее, поскольку помимо матери, никакой другой женщины, достойной того, чтобы быть изображённой рядом с Александром, исследователи предложить не могут, и имея в виду тот факт, что в чертах мужчины и женщины находят семейное сходство, предположение, что камея изображает Птолемея и его сестру-жену Арсиною, кажется наиболее правдоподобным. Эту версию предложил J. Eckhel, развил E. Q. Visconti, а поддерживают C. Davenport, A. Springer, A. Michaelis, G. Rodenwaldt, A. Adriani, Z. Kiss, равно как и М. Максимова и О. Неверов, которые также указывают на то, что в нумизматике периода первых Птолемеев была принята именно capita jugata.
У Птолемея полоска ожерелья на шее дополнена странным коричневым завитком: это след позднейшей реставрации в попытке скрыть, что камея была сломана пополам.
Камея представляет собой парный портрет правителей Египта. Их изображения являются идеализированными образами. В работе неизвестного александрийского мастера умело использованы фактура и цвет трех различных слоев камня, благодаря чему кожа оказывается молочно-белой, а доспехи — темными.
«Полновластные монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя представлены здесь как боги греческого пантеона — θεοί ἄδελφοι. Изображая своих владык, придворный мастер идеализирует их, придавая Птолемею II сходство с Александром Великим, подчеркивая юность, красоту, энергию в идеальном профиле царя. Портрет его жены кажется иератически строгим, мягкие черты лица дышат спокойствием. На плече Птолемея II — эгида Зевса , верховного бога эллинов, а шлем уподобляет его богу Аресу . На головах царя и царицы, как знак обожествления, — лавровые венки.
Поражает смелая, виртуозная техника мастера: энергичная пластика, мягкая, нюансированная моделировка в сочетании с тонким колористическим решением делают камею прекрасным образцом «живописи в камне». На пепельно-сером фоне четко вырисовываются профили царя и его жены. Резчиком использованы постепенные градации трех основных слоев камня: за ослепительно-белым профилем Птолемея, будто выделенным ярким светом, виден уходящий в тень голубоватый профиль Арсинои. В верхнем, коричневом, слое вырезаны шлем, волосы, эгида царя, а встретившиеся более светлые вкрапления использованы для розетки на шлеме и украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса . Это усиливает живописность камеи. Варьируя полировку, мастер придал среднему, несколько прозрачному, слою телесную теплоту, а верхнему, в котором вырезан шлем, — почти металлический блеск» .
Правители изображены в двойном профиле в качестве богов, сочетавшихся священным браком (ιερός γάμος). На Арсиное надета свадебная «фата» и лавровый венок, другой венок надет на шлем Птолемея, украшенный также вверху звездой и крылатым драконом .
Если придерживаться наиболее общепринятой версии идентификации модели (Птолемей II и Арсиноя II), то сюжет брака получает особую ценность. Это был первый брак между эллинистическими правителями Египта, заключенный по древнеегипетской традиции — между братом и сестрой, что являлось достаточно шокирующим для греческого общества. В сохранившемся списке титулов Арсиноя подчеркивает, что она была дочерью царя, сестрой царя и женой царя, известен также её амбициозный и мятежный характер, а также активное участие в управлении государством. Благодаря этому, вероятно, художник счёл возможным изобразить царицу бок о бок с царём. После смерти Арсиноя была обожествлена как «любящая своего брата богиня» (θεά φιλάδελφος).