Уарочири (рукопись)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иллюминированные рукописи (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами . В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи , то есть рукописи «в лицах», живописные иллюстрации которых имеют своим ближайшим назначением не столько украшать рукописную книгу, сколько пояснять её текст . Название «лицевые рукописи» применяется для отличия их от манускриптов , не украшенных совсем или украшенных только заставками и инициалами . «Иллюминированная рукопись» более широкое понятие чем «лицевая рукопись», обозначающее вообще любой украшенный манускрипт . С изобретением книгопечатания рукописные книги постепенно вышли из употребления.
Для создания книг использовались краски из натуральных пигментов, в результате получались удивительные по насыщенности и глубине красные, синие, зелёные, жёлтые и прочие цвета. Помимо этого для создания миниатюр использовалось серебро и золото.
1. Страница «Истории Армении»
Мовсеса Хоренаци
, рук. XIV века. 2. Художник Саргис Пицак, 1338 год
|
Из сохранившихся около 30 тыс. армянских средневековых рукописей около 10 тыс. являются иллюстрированными, из которых 5-7 тыс. — полноценными миниатюрами . Древнейшие сохранившиеся армянские миниатюры относятся к VI—VII векам . Полностью иллюстрированные книги сохранились с IX века . В числе наиболее ранних из них « Евангелие царицы Млке » (862 год) и «Эчмиадзинское Евангелие» (989 год). Существовали киликийская, гладзорская, васпураканская, татевская и др. школы армянской миниатюры. В Средневековье были созданы особые руководства по изобразительному искусству — «Паткерусуйцы». Наиболее ранний из сохранившихся «Паткерусуйцев» рукопись XV—XVI веков . Среди известных средневековых армянских миниатюристов Ованес Сандхкаванеци , Торос Рослин , Момик , Акоп Джугаеци и др.
Искусство создания иллюминированных рукописей в Византии продолжает античную традицию, к которой можно отнести старейшие известные рукописи, такие как Амброзианская Илиада и Венский Диоскорид . В период иконоборчества литургическая книжная живопись свелась к изображению креста и различных орнаментов. К правлению македонской династии относится т. н. македонский ренессанс , когда произошли важные стилистические сдвиги в монументальном искусстве и мозаике . от этого времени до нас дошло довольно большое количество рукописей, самая ранняя из которых — выполненный между 880 и 883 для Василия I кодекс Григория Назианзина .
Вторая половина XI века и весь XII век являются классической эпохой византийского искусства. С конца XI века миниатюра начинает играть исключительно видную роль, поскольку экспансия столичного искусства была теснейшим образом связана с проникновением легко перевозимых рукописей в самые отдаленные области обширной империи. К этому времени окончательно складывается чисто миниатюрный стиль. В отличие от рукописей X века миниатюры редко занимают целый лист. Лишенные обрамлений либо заключенные в узкие рамочки, они располагаются в виде крохотных изображений на полях и в тексте, образуя вместе с последним строгое композиционное единство.
В XII веке искусство миниатюры находится в упадке, а к XIII веку относится большое количество качественных рукописей, вышедших как в столице , так и в провинциях.
Книги, созданные в конце первого тысячелетия нашей эры на Британских островах считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом. Три наиболее ярких примера таких Евангелий — Келлская книга , а также Линдисфарнское и Дарроуское Евангелия.
Книжная культура эпохи Каролингов сосредотачивалась вокруг придворного кружка в Ахене , представлена она была «Школой Карла Великого» и «Группой Ады» (сестры императора). Миниатюристы дворцовой школы испытывали как влияние гиберно-саксонской традиции, так и византийское и итальянское влияния. После смерти Карла Великого традиции оформления рукописей были сохранены в скрипториях Реймса , Тура и Меца . С IX века каролингская традиция начинает подвергаться ещё большему островному влиянию (так называемому франко-саксонскому), что привело к новой эре в оформлении книг — оттоновскому периоду (с X века).
Еврейские иллюминированные рукописи содержат в себе исключительно религиозные тексты: Пятикнижье или его фрагменты, свиток Эстер . Встречается влияние исламских и западно-христианских традиций рукописи, в зависимости от места, где была написана рукопись. Некоторые еврейские рукописи оформлены художниками-иноверцами по заказу еврейской общины . Иногда в рукописях можно встретить отражения художественных ограничений, наложенных второй из десяти заповедей . Выдающийся пример — « Птичья Агада », созданная около 1300 года в Южной Германии, в которой персонажи-евреи изображены с птичьими головами .
В эпоху Позднего средневековья (конец XIV—XV вв.) стали появляться книги, адресованные не священнослужителям, а представителям аристократии. В соответствии с этим изменяется и содержание рукописных книг: религиозные тексты всё ещё популярны, однако высокопоставленных заказчиков интересует и светская литература. На первый план выходит оформление книги, её декор, миниатюры. Наряду с уже известными приёмами: вычурными инициалами , орнаментальными бордюрами, популярность приобрели многофигурные композиции, часто полностью занимающие страницу, а то и целый разворот. Появилась мода на виньетки , в которые были вписаны сценки из повседневной жизни . В это время появились известные рукописные кодексы: « Большие французские хроники », « Великолепный часослов герцога Беррийского » и « Апокалипсис Сен-Севера », « Библия Жеронимуш », манускрипты Робине Тестара , выполненные для Карла Ангулемского и Луизы Савойской (в том числе « Нравоучительная книга о шахматах любви »), « Книга сокровищ герцогини Анны Баварской » (манускрипт созданный Гансом Милихом в середине XV века), « Парижская псалтырь » из Византии, древнерусское « Евангелие Хитрово ».