Анна Гольштейн-Готторпская (1575)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская ( нем. Johanna Elisabeth von Schleswig-Holstein-Gottorf ; 24 октября 1712 — 30 мая 1760 , Париж ) — принцесса Гольштейн-Готторпского дома , мать российской императрицы Екатерины Великой , родная сестра шведского короля Адольфа Фредерика .
Иоганна Елизавета была членом влиятельного дома Гольштейн-Готторпов (но лишь второстепенной его ветви). Во времена Иоганны, однако, дом Гольштейн-Готторпов находился в упадке. Северная война была для них сокрушительной: в 1713 году их владения в княжестве Шлезвиг , включая замок Готторп , были полностью присоединены к Дании , а во владении Гольштейн-Готторпов осталось лишь княжество Гольштейн . Cемья Гольштейн-Готторпов потеряла былое влияние.
Не будучи человеком богатым, отец Иоганны князь Кристиан Август доверил судьбу своей младшей (из выживших) дочери Иоганны её крестной матери , герцогине Брауншвейг-Люнебургской Елизавете , не имевшей собственных детей. Так Иоганна стала воспитываться в одном из самых роскошных дворов Северной Германии в Брауншвейге . Именно герцогиня Брауншвейгская устроила брак Иоганны. Через год после смерти отца (1726), 15-летняя Иоганна Елизавета была выдана замуж за 37-летнего князя Кристиана Ангальт-Дорнбургского из династии Асканиев , прусского генерала. Семья поселилась на границе Померании в Штеттине , где Кристиан служил начальником гарнизона Штеттинского замка . В том же году старший брат Иоганны Карл умер в Петербурге накануне свадьбы с Елизаветой Петровной .
Брак с Кристианом казался правнучке датского короля Фредерика III Иоганне мезальянсом : как ввиду разного происхождения, так и из-за разницы в возрасте и характере . Муж-военный был приземлённым и простым человеком, привыкшим отдавать приказы и мало говорить, в то время как его молодая жена любила пообщаться. На свое военное жалованье Кристиан не мог позволить себе роскоши княжеского двора Брауншвейга, в которой выросла Иоганна. В Штеттине было очень мало развлечений по сравнению с жизнью, которую Иоганна вела в детстве, полной балов , охоты и театральных постановок. Иоганна была несчастна, но оставалась послушной женой .
Рождение дочери Софии, будущей императрицы Екатерины II , её тоже не развеселило. Роды были крайне трудными: матери потребовалось 19 недель на полное восстановление после родов. Свою дочь она отдала няням и прислуге (как было принято в ту эпоху для знатных матерей) и не выказывала к ней своей привязанности . Отношения матери и дочери были натянутыми: по воспоминаниям Софии, мать была к ней жестока и зла без всякой причины . Иоганна, однако, икренне желала для дочери лучшего будущего и пыталась устроить для неё выгодный брак, поэтому возила её на смотрины начиная с 8-летнего возраста. В личной переписке Иоганна ласково называла дочь Фикхен ( уменьшительно-ласкательная форма среднего имени Софии — Фредерика).
Иоганна предпочла бы родить сына, а не дочь, поскольку это могло бы изменить её жизнь. Будучи князем Ангальт-Цербста , кузен её мужа Иоганн Август был бездетным, а старший брат её мужа женат не был. Если бы Иоганна родила сына, тот стал бы наследником княжества, и они смогли бы покинуть Штеттинский замок . Так и произошло: в 1734 году Иоганна родила сына Фридриха Августа , муж Иоганны стал соправителем вместе со своим братом, а сын Иоганны — наследником. Семья переселилась в Цербст .
Тем не менее, Иоганна не была удовлетворена своим положением и изоляцией от высшего общества. Она много путешествовала, чтобы сбежать из дома, и часто посещала в Брауншвейге. Каждый февраль она ездила на карнавал к королю Пруссии . К ее большому разочарованию, с ней повсюду обращались как с бедной родственницей и жалели за то, что ей пришлось выйти замуж за человека ниже ее по рангу. В 1743 году родной брат Иоганны Адольф Фредрик был объявлен наследником Швеции, после чего Иоганна преисполнилась намерения подыскать и своим детям успешную партию, чтобы те не повторили её судьбу.
Эти надежды начали реализовываться благодаря дружбе Иоганны с Елизаветой Петровной . Елизавета Петровна была помолвлена с родным братом Иоганны Карлом Августом Гольштейн-Готторпским . Тот прибыл в Петербург для свадьбы, но умер, не дойдя до алтаря. Елизавета Петровна хранила память о нём всю жизнь. Именно в честь Елизаветы Петровны Иоганна назвала свою младшую дочь Елизавету Ульрику, а Елизавета Петровна стала у той крестной матерью .
В 1739 году Иоганна вместе со своей дочерью Софией, будущей императрицей Екатериной II , едет в Эйтинский замок навестить своего брата Адольфа Фредрика , князя-епископа Любека . Тот недавно стал опекуном осиротевшего Карла Петера Ульрика, будущего российского императора Петра III . Внук Петра Великого от брака его дочери Анны и немецкого князя Карла Гольштейн-Готторпского , Карл Петер Ульрик был претендентом на престол одновременно и Российской империи , и Шведского королевства . Поэтому он считался перспективной партией. Именно в Эйтинском замке состоялась первая встреча будущего российского императора Петра III (которому на тот момент было 11 лет) и будущей императрицы Екатерины II (которой на тот момент было 10 лет). Карл Петер Ульрик сам принадлежал к Гольштейн-Готторпской династии . Со вступлением его на престол в России под именем Петра III прямая линия Романовых пресеклась, а правящей династией в России стали Гольштейн-Готторп-Романовы .
По случаю коронации Елизаветы Петровны в 1741 году, Иоганна поспешила написать ей поздравительное письмо. К письму она приложила портрет покойной сестры Елизаветы Анны Петровны , за что получила в ответ очень ценный портрет императрицы. Чтобы укрепить отношения, Иоганна отправила Елизавете Петровне портрет своей дочери Софии — будущей императрицы Екатерины II . Елизавета Петровна осталась довольна красотой Софии, а когда пришло время подбирать невесту для своего наследника Петра III , вспомнила, что на смертном одре мать завещала ей стать женой голштинского принца . Именно на племяннице своего покойного жениха Софии Елизавета Петровна и остановила свой выбор, объясняя своё решение следующим образом: «...За лучшее я сочла взять принцессу протестантской веры, и при том из дома, хоть и знатного, но небольшого… Поэтому всех пригоднее принцесса Цербская, тем более, что она уже в родстве с Голштинским домом» .
За обедом 1 января 1744 года Иоганне было вручено письмо от гофмаршала Петра III Отто Фридриха фон Брюммера . По поручению императрицы тот просил её как можно скорее прибыть в Россию вместе со своей старшей дочерью. Спустя всего несколько часов Иоганна получила второе письмо, на этот раз — от нового короля Пруссии Фридриха II . В письме король сообщил Иоганне, что видит все возможности для того, чтобы организовать свадьбу. 10 января 1744 года Иоганна едет вместе с мужем и дочерью в Берлин на аудиенцию к королю и получает там тайное предложение стать агентом Пруссии в Санкт-Петербурге , чтобы удалить от дел канцлера Российской империи Алексея Бестужева-Рюмина — недоброжелателя Пруссии, который стремился к союзу России и Австрии и противился браку между Софией и Петром III. Иоганна с энтузиазмом приняла это предложение .
Мать вместе с дочерью выезжает из Берлина в Санкт-Петербург 16 января 1744 года, путешествуя под псевдонимом графини Рейнбекской ( Gräfin von Reinbek ), чтобы скрыть свою личность и планы замужества своей дочери (по названию замка Готторпов , где Иоганна хотела провести старость). Муж Иоганны Кристиан с ними не поехал и вернулся в Ангальт , поскольку Елизавета Петровна распорядилась, чтобы тот в Санкт-Петербург не приезжал . Путешествие было крайне некомфортным, и часто приходилось ночевать в плохо обставленных гостиницах, кишащих тараканами . Путь лежал через Ригу , где возле дома, в котором остановились мать и дочь, нёс почётный караул барон Мюнхгаузен . 9 февраля они прибыли в Москву , как раз к празднованию шестнадцатилетия великого князя Петра. Вскоре после их прибытия Иоганна получила известие о том, что ее малолетняя дочь Елизавета Ульрика внезапно скончалась в Цербсте 5 марта.
В России Иоганна была принята со всеми почестями, подобающими будущей тёще цесаревича , и прожила при русском императорском дворе 2 года. Поначалу у Иоганны были теплые отношения с императрицей Елизаветой Петровной, и она часто выражала благодарность за ее доброту по отношению к своей семье. Однако когда София заболела и врачи хотели сделать ей кровопускание , Иоганна наотрез отказалась это разрешать. Отказ разозлил императрицу, которая удалила Иоганну от постели дочери и сама занялась лечением Софии. Положение Иоганны усугубилось из-за её постоянных жалоб, которые вызвали к ней неприязнь при русском дворе. Иоганна погрязла в многочисленных интригах, среди которых был приписываемый ей роман с деятелем русского просвещения Иваном Бецким . Последней каплей стали действия Иоганны по подрыву авторитета канцлера Бестужева по заданию короля Пруссии. Бестужев перехватил переписку между Иоганной и прусским двором и представил копии этих писем Елизавете Петровне. Та пришла в ярость и своим указом приказала выдворить Иоганну из России после свадьбы . Отношения Иоганны с будущим зятем также ухудшились в период между помолвкой и свадьбой.
21 августа 1745 года София и Петр поженились, а через несколько недель Иоганне пришлось покинуть Россию. Иоганна не простилась с Софией, с тех пор известной как Екатерина Алексеевна, и никогда больше её не видела. Несмотря на опалу, Иоганна уехала с множеством подарков от императрицы. А в Риге ей было велено передать королю Пруссии послание с просьбой отозвать посла, уличенного в заговоре против Бестужева. Это было унизительным наказанием за участие Иоганны в заговоре.
По возвращении из России принцесса Иоганна стала играть видную роль в управлении княжеством Ангальт-Цербста . А после того, как овдовела в 1747 году, стала регентшей Ангальта при своём малолетнем сыне Фридрихе Августе . В 1751 году её родной брат Адольф Фредерик был коронован в Швеции, и Иоганна занялась строительством в модном тогда стиле барокко , чтобы принимать там своих венценосных родственников. Никто из них, однако, так никогда и не почтил дворец визитом.
Несмотря на то, что Ангальт-Цербст в ходе Семилетней войны официально объявил о нейтралитете, Иоганна приняла там (Marquis de Fraigne), обвиненного в шпионаже. Это послужилило причиной того, что король Пруссии Фридрих II оккупировал Ангальт-Цербст, а сама Иоганна была вынуждена вместе с сыном бежать в Париж в 1758 году. Там она и умерла спустя 2 года в возрасте 47 лет и в титуле графини Ольденбурской . Спустя 2 года после её смерти дочь Иоганны Екатерина II пришла к власти в России . Сын Иоганны Фридрих Август больше никогда не возвращался в Цербст.
В юности Иоганна Елизавета считалась красивой, у нее были вьющиеся светлые волосы. Она могла легко сдружиться с людьми, одаривая их безмерной добротой. В компании старалась очаровывать людей. Она имела обыкновение много говорить, и её было легко взволновать .
Иоанна-Елизавета Анхальт-Цербстская. Известия, писанные княгиней Иоанной-Елизаветой Анхальт-Цербстской, материю императрицы Екатерины, о прибытии её с дочерью в Россию и о торжествах по случаю присоединения к православию и бракосочетания последней. — Сб. РИО, 1871, т. 7, с. 7—67. Текст парал. на франц. и рус. яз. 1744—1745 гг. Встречи в Риге и Петербурге, прибытие в Москву. Подробное описание нравов и обычаев русского двора. Бытовые детали: убранство покоев, экипажи и сани, костюмы и украшения.