Interested Article - Олег

Оле́г — ( др.-сканд. Hélgi , церк.-слав. Ольгъ ) мужское русское личное имя древнескандинавского происхождения. Одно из дохристианских династических имён Рюриковичей .

Этимология

По наиболее распространённой версии, имя, до падения редуцированных звучавшее и записывавшееся как др.-рус. Ольгъ , произошло от древнескандинавского имени , Hælgi ( Хе́льги ) . Имя Хельги соотносится с протошведским *Hailaga , субстантивированным прилагательным, ставшим личным именем и имевшим значение «святой» с коннотацией «обладающий даром исцеления», «целитель» . Скандинавист Е. А. Мельникова и другие учёные возводят имя к древнескандинавскому прилагательному helgi, heilagr — «священный», «сакральный» . Значение здесь могло быть — «посвящённый богам» . Из саг известны несколько носителей имени Helgi , время жизни которых датируют VI—IX веками .

Польский языковед Станислав Роспонд в своей работе «Структура и классификация восточнославянских антропонимов» относит имя Олег в ряду других восточнославянских антропонимов «к именным архетипам, не встречающимся где-либо в другом месте». «Некоторые из этих архетипов — пишет Роспонд, — подтверждаются античными источниками… Сюда же следует отнести неправильно признаваемые нордическими формы Олегъ, Ольга, Игорь, Гълѣбъ, Улѣбъ, Дулѣбъ » .

История

В древнерусской истории имя Олег отождествлялось прежде всего с Вещим Олегом , преемником Рюрика , первым Великим князем Киевским . У последующих Рюриковичей оно стало одним из династических имён, закрепившись у черниговских и новгород-северских князей (ветвь Ольговичей ). В период раздробленности русских земель Ольговичи часто выступали противниками и соперниками ветви Мономаховичей , представители которой прочно закрепились на Киевском Великом княжении , а позднее — во Владимиро-Суздальском княжестве и Великом княжестве Московском . Имя Олег , как писал В. А. Никонов , стало одиозным в Киеве, а позднее во Владимире и Москве, но было частым в черниговских владениях и связанных с ними уделах ( рязанское и муромское княжества ). Носителями имени среди Великих князей Рязанских , например, были Олег Ингваревич Красный и Олег Иванович . К XV веку , после утраты независимости этими княжествами, имя окончательно вышло из именника Рюриковичей .

Имя оказалось забытым до второй половины XIX века , когда на волне массового интереса к древнерусской истории, сформировавшегося в русском обществе, оно попало в поле повышенного к нему внимания. Однако оно не использовалось в качестве реального личного имени вплоть до конца XIX века, поскольку Русская православная церковь его не признавала. Имя упоминалось в святцах : ещё в Средние века церковь канонизировала преподобного князя Олега Романовича Брянского , но его крестильным именем являлось Леонтий , а постриг он принял под именем Василий , поэтому церковь не считала мирское имя князя подлинно христианским. Священники, как правило, отказывались крестить новорождённых именем Олег , лишь иногда уступая особо настойчивым родителям. Алла Кторова рассказывала о казусе, случившемся в 1910-е годы в семье высокопоставленного русского военного, настоявшего на крещении своего сына входящим в моду именем Олег . Когда новость о факте крещения дошла до церковных властей, один из иерархов, выражая своё недовольство, резюмировал: «Перекрещивать не потребую, но взыскание на священника наложу» (Парадоксально, но в это время в императорской фамилии уже был носитель имени Олег : так звали одного из сыновей великого князя Константина Константиновича ) . Сходная ситуация на рубеже XIX XX веков была и с другими именами, связанными с русской историей (например, с Игорем , Всеволодом ) или с русской литературой (см. Светлана ) .

После Октябрьской революции отпали ограничения в именовании людей, обусловленные православными канонами: стало возможным давать новорождённым любые имена, невзирая на святцы . Имя Олег , таким образом, вернулось в русский именник.

Распространённость

В первые годы советской власти имя оставалось редким, однако оно быстро набрало популярность. Так, по сведениям, собранным А. В. Суперанской и А. В. Сусловой об именах новорождённых ленинградцев в течение нескольких десятилетий, имя Олег в 1920-е 1930-е годы имело частотность 4 ‰ (то есть выявлялись 4 носителя имени в 1000 учтённых). В дальнейшем отмечался рост частотности: у родившихся в 1940-е 1950-е она составляла 25 ‰, в 1960-е 1970-е — 28 ‰. В 1980-е годы частотность снизилась до 15 ‰; Суперанская и Суслова относили имя к категории имён, получивших ограниченное распространение .

Статистика, подготовленная В. А. Никоновым по именам новорождённых в 1961 году в нескольких регионах центральной России, показывает, что в начале 1960-х годов горожане отдавали предпочтение имени Олег значительно чаще сельчан. Его частотность в областных центрах колебалась от 27 ‰ (в Костроме ) и 29 ‰ (во Владимире ) до 48 ‰ (в Пензе ) и 56 ‰ (в Курске ). На селе обнаруживались значительно более скромные цифры. Лишь в сельских районах Костромской области (15 ‰) частотность была сопоставима с городскими значениями. В сёлах других обследованных областей частотность колебалась от 3 ‰ (в Калужской и Курской областях ) и 6 ‰ (в Тамбовской и Ульяновской областях ) до 8 ‰ и 9 ‰ (в сельских районах Ярославской и Пензенской областей соответственно) .

Именины

20 сентября ( 3 октября ) — день памяти Олега Брянского .

См. также

Примечания

  1. Петровский Н.А. . Словарь русских личных имён . Грамота.ру (2002). Дата обращения: 7 декабря 2017. 25 ноября 2019 года.
  2. Суперанская, А. В. Словарь русских личных имён. — М. : Эксмо, 2006. — (Библиотека словарей). — ISBN 5-699-10971-4 .
  3. Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире . Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
  4. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987. , со ссылкой на В. Томсена .
  5. Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имён. — М. : Русский путь, 2004. — ISBN 5-85887-199-2 .
  6. Per Vikstrand , I: Names in Multi-Lingual, Multi-Cultural and Multi-Ethnic Contact. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences. August 17-22, 2008, York University, Toronto, Canada. Ed. Wolfgang Ahrens, Sheila Embleton & André Lapierre. Toronto. S. 1012—1018.
  7. Lena Peterson. (англ.) (pdf) p. 54. Uppsala: Institutet för språk och folkminne (2002). Дата обращения: 26 июля 2011. Архивировано из 26 августа 2011 года.
  8. См. список в статье
  9. С. Роспонд. Структура и классификация восточнославянских антропонимов // Вопросы языкознания. — М. : Наука, 1965. — Вып. 3 . — С. 12—18 .
  10. Кондратьева Т. Н. Собственные имена в русском эпосе. — Казань: Казанский университет, 1967. — P. 60.
  11. Никонов, В. А. Личное имя — социальный знак // Имя и общество. — М. : Наука, 1974.
  12. Кторова, Алла. Курьёзы имён и фамилий в разных странах мира // . — М. : Минувшее, 2007. — ISBN 978-5-902073-54-3 .
  13. Душечкина, Е. В. Борьба за имя // Светлана. Культурная история имени. — СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. — ISBN 978-5-94380-059-7 .
  14. Суперанская, А. В., Суслова, А. В. Статистика имён // О русских именах. — 5-е изд., перераб. — СПб. : Авалонъ, 2008. — ISBN 978-5-90365-04-0.
  15. Никонов, В. А. Личные имена у русских сегодня // Имя и общество. — М. : Наука, 1974.
  16. . Православный календарь . Православие.ру. Дата обращения: 28 июля 2011. 4 августа 2017 года.
Источник —

Same as Олег