Свадебный поезд
- 1 year ago
- 0
- 0
Свáдебный пир — праздничное застолье по случаю бракосочетания во время свадьбы после завершения церемонии бракосочетания или венчания. Новообразованная пара впервые принимает гостей как семья . На праздничном столе, как правило, выставляют различную еду и напитки, ныне особой популярностью пользуется свадебный торт (ранее — пирог ).
Свадебный пир происходил в день венчания или в день переезда невесты к жениху.
В старину на Руси свадебный пир назывался « кашей », так под 1239 годом, летопись рассказывает, что князь Александр устроил кашу в Торопце , а потом другую — в Новгороде .
Свадебный пир происходил в доме невесты и в доме жениха, причём главным был пир у жениха. Наиболее распространены в России (за исключением восточных областей европейской части) «княжеские» названия свадебного пира в день свадьбы или на второй её день, связанные с наименованиями молодых «князем» и «княгиней»: княжий пир, княжой стол, княж-обед . На Севере и в центральной России распространено также название красный стол или красный обед . В западной зоне Русского Севера свадебный стол у жениха называется большой стол (ср. у нижних лужичан — weliki hoběd ).
Нередко свадебных столов в доме жениха устраивалось несколько. Ряд названий пиршества у жениха указывает на его функцию и характер ( калуж. почестной пир , архангел. почёстный стол , вологод. радошный стол, весёлый стол , вят. весёлый пир , бел. пір вясёлы ), а также на обрядовые действия, которыми он сопровождался: делёж каравая ( тул. каравайный обед ), перемену невесте головного убора ( костром. крутильный стол ). Для Поволжья и юга России характерны особые названия свадебного пира в честь родственников невесты — горных или гордых гостей , которые приезжают в дом жениха вечером в день свадьбы или на следующий день и которых сажают на почётные места за главным столом: горный стол, гарный стол, гордой обед . Многие, особенно южнославянские, названия свадебного пира совпадают с названием собственно свадьбы или угощения, трапезы: макед., серб., черногор., босн. свадба , хорв., словен. svadba ; н.-луж. wjasele , серб. (сватовско) веселее , макед. веселба ; босн. пир , хорв., словен. pir ; пол. uczta weselna ; словен. ohcet, gostija ; в.-луж. kwasna hosćina ; макед. сватовска гозба , серб. свадбена гозба , (сватовска) гозба , черногор., босн. гозба ; болг. сватбена трапеза , черногор. сватовска трпеза .
Названия свадебного пира в доме жениха на второй день свадьбы связаны с бужением молодых ( архангел. будильный стол, буженье ), успешным завершением брачной ночи ([Вологда|вологод.]] весёлый стол , дон. весёлое утро , макед. на радост ), возвращением молодых из бани ( архангел. баенный обед ), одариванием хозяйки за горячую кашу ( архангел. горячие , нижегород. , саратов. горячий стол ), одариванием невесты ( томск. молодухин стол, невестин стол , новосибир. невестины столы ), угощением тёщей зятя блинами ( архангел. тёщин стол, блинный стол, блинно , псков. , астрахан. блины ), проводами родственников невесты ( вят. отвальный обед ). В конце свадьбы происходили взаимные визиты и застолья у родственников, участвовавших в свадьбе (могилев. падоймы, житомир. посяга ), старшей дружки невесты (полтав. дружчини ), старшего свата, свадебного кума и других.
У русских в доме невесты до приезда жениха родственники рассаживались за столом согласно свадебным чинам, степени родства и полу (на мужские и женские места). По приезде жениха гости не занимали места в красном углу. В Вологодской губернии жених и невеста садились лишь после того, как сядут сваха жениха, а затем сваха невесты. По приезде от венчания к жениху родственники молодых или поезжане вместе с молодыми обходили вокруг стола, после чего жених с невестой получали право не только вместе сесть за стол в присутствии членов другой семьи, но и занять место в переднем углу стола (олонец., новгород., твер., костром., вят., нижегород.). Поезжане, обычно не снимая верхней одежды, садились за стол в новом порядке, знаменовавшем собой новые отношения между участниками обряда и новое положение жениха с невестой как брачной пары. Рассаживал гостей дружка, старший сват или отец жениха. В Тверской губернии для молодых устраивался специальный стол под матицей . В Новгородской губернии они сидели за общим столом с поезжанами или отдельно от них за главным из столов. В Вятской губернии устраивали 2 стола, один из которых занимали участники поезда к венчанию, а другой — остальные родственники жениха и гости. В отличие от званых гостей ( пирян ), посторонние ( перм. позастольники ) за стол не садились и стояли в сенях. В середине свадебного пира с подачей из печи горячего блюда молодых могли иногда посадить на печь, считалось, что «кто сидел на печи, тот уже не гость, а свой». У южных славян участники застолья рассаживались по старшинству, и главные места за столом занимали старший сват и свадебный кум вместе с молодыми.
В Болгарии кум сидел на почётном месте в кругу старших гостей, а для молодой родни накрывали отдельный стол. В Македонии и Черногории кум и старший сват садились во главу стола, в Боснии и Герцеговине — в центре стола напротив друг друга. В Сербии стари сват садился за стол первым, а молодые после него ( колубар. ). На почётных местах во главе стола сидели кум и кума , а затем жених с невестой ( млав. , воеводин. ). В Словакии молодые обычно сидели в почётном углу или во главе стола, рядом с невестой сидела её крестная мать. В некоторых местах их сажали за отдельный стол (верхнегрон.). В Польше старший сват (старший дружка) сидел за столом рядом с молодыми, напротив них или между ними. Обычно за тем же столом в углу сидели и музыканты, а остальные гости за большим столом. В самый конец стола сажали засjеду , ведущего ритуальный диалог со старшим сватом напротив (черногор. примор.), девочку, называемую zasadka , или же оставляли это место пустым, чтобы не обидеть гостя (пол. подляс. , мазовец.) .
Родители невесты часто не присутствовали за свадебным столом в первый день, поэтому у русских был в таких случаях обряд «звать гордых». Это делали ряженые гости с той и с другой стороны. Они шли шумной толпой в дом к родителям невесты, приглашая их за свадебный стол.
На празднестве одно из центральных мест занимал образ медведя. Согласно народным поверьям, медведь защищает от нечисти, являясь чистым животным, и злые духи не могут принимать его облик . Ряженый в шкуру медведя выполнял эту функцию, оберегая жениха и невесту от происков нечистой силы. Со временем медведь приобрёл символику плодовитости и плодородия , в связи с этим образ медведя напоминал на свадьбе об одной из главных целей брака — рождении детей, и по поверью, помогал семье укреплять род.
Особое отношение к медведю у славян существовало и во времена язычества , но сохранилось и после принятия христианства. Он остался символом плодородия, покровителем брака — ряженые, как и в язычестве, переодевались в шкуру медведя. Кроме того, на свадьбе «медведем» и «медведицей» называли жениха и невесту.
На свадебном празднестве кричали: «Медведь в углу!», невеста отвечала: «Петра Ивановича люблю» и целовала жениха. Также была традиция, согласно которой первую брачную ночь молодожёны могли провести на шкурах медведя.
Существовали приметы, которые отражали сохранение связи медведя и брака. Например, приводили ручного медведя в дом, и, если он ревел, то скоро в этом доме будет свадьба. А девушке снился медведь к жениху, свадьбе или прелюбодеянию . «Видеть во сне медведя — ожидать сватов» .