Interested Article - Покров день
- 2020-09-29
- 2
Покро́в день ( Покро́в, Покрова́ ) — день в народном календаре восточных славян , приходящийся на 1 (14) октября .
В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который покрывал землю, указывая на близость зимних холодов . Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы . В Заонежье с Покрова наступала крестьянская зима, начинались молодёжные зимние « беседы » .
Другие названия
рус. Первое зазимье , Засидки, День Романа Сладкопевца , Праздник урожая (старообр.), Покровá Богородицы, Покровá, Покров-Батюшка , Покровенье ; белор. Трэцяя Прачыстая, Пакровы , укр. Покрова, День зустрічі зими ; серб. Покровица ; польск. Św. Pokrowy .
Традиции
В этот день Пресвятой Богородице молятся о замужестве; Роману Сладкопевцу — о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении; перед Ка́сперовской иконой Божией Матери молились при расслаблении, припадках, сумасшествии; перед — при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных .
Праздник установлен Русской православной церковью в память о видении св. Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя Пресвятой Богородицы , распростершей над осаждённым городом и народом своё головное покрывало . В народном осмыслении церковный праздник Покров Пресвятой Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о «страдающей Богородице», которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй . Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными .
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме .
В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды и стало восприниматься по связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Вероятно, бытовое толкование слова «покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора заключения браков .
Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами [ страница не указана 2727 дней ] .
На Покров девушки просили Богородицу о замужестве и приговаривали: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником , золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». Или иначе: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону! Введенье Мать-Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье Мать-Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!» . Иногда обращались и к Параскеве Пятнице : «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее» .
На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращались с мольбою об этом к Параскеве Пятнице : «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее»; «Матушка Параскева Пятница, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Связь дней Параскевы Пятницы и Покрова как времени предугадывания и заклятия брака, подчёркивается тем, что в эти дни девушки также гадают о своей будущей жизни . У девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет, поэтому они встают рано утром и бегут в церковь ставить свечку празднику .
Начинались регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело» . У татар Среднего Урала Покров ( Бакырау ) открывал период молодёжных вечерних посиделок ( кичтəн утыру ) после окончания полевых работ. Посиделки в сам праздник включали приготовление варёной курицы и пельменей ( бельмен ) с капустой, а также игры, хороводы и танцы . У юго-западных удмуртов к Покрову ( Пукро ) нередко было приурочено осеннее ряженье ( пӧртмаськон, шыр сюан «мышиная свадьба») после окончания полевых работ. Группы ряженой молодёжи обходили дворы всей деревни с песнями (нередко включавшими эротические метафоры) и шуточными играми .
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти , думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето , на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды .
По народному счёту времени Покров и Казанская — это сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — первозимье, начало санного пути. Вплоть до начала XX века в нижегородско-самарском Поволжье бытовало сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — Богородица ходит по земле с собором святых праведников, проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома .
С Покровом, так же, как и с Воздвиженьем , связывались поверья об уходе животных на зиму: «На Покрову скрываются все гады — ужи и все» ( полес. На Покрову прикриваюцца ўси гадости — ужи и ўси ). Жители Волыни считали, что на Покров змеи, во главе с главным ужом, влезают на лещину , чтобы в последний раз перед зимовкой взглянуть на небо. В восточной Польше ( Подляшье ) считали, что с этого дня барсуки уходят в норы. Русскими в Покров день совершались последние обряды похорон, или изгнания мух .
По народным поверьям, с Покрова переставали «бродить и колобродить по лесам лешие . При расставании со своей свободой лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» .
«Существовало поверье, что домовой уносит весь хлеб у того, кто молотит в этот праздник. В деревнях, где на этот день варят пиво, крестьяне ставят ведерко пива в гумно и оставляют его там несколько дней» .
Поговорки и приметы
- Между Покрова и Родительской субботы зима не становится .
- Покров — не лето, а Благовещенье — не зима .
- Покров не лето, а Сретенье не зима .
- Пришла Покровка — не дала молока коровка ( белор. Прыйшла Пакроўка — не дала малака кароўка ) .
- Если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины .
- Спереди Покров, сзади Рождество
См. также
Примечания
- ↑ , с. 127.
- , с. 128.
- , с. 127, 128.
- .
- , с. 426.
- ↑ , с. 272.
- , с. 95.
- , с. 15.
- . Дата обращения: 19 ноября 2016. 30 августа 2016 года.
- Баранова О. Г. от 7 декабря 2018 на Wayback Machine // РЭМ
- , с. 500.
- , с. 40.
- .
- , с. 427.
- , с. 504.
- , с. 41.
- , с. 273.
- , с. 30.
- Кучевасова С. Н. Празднование Покрова в календарной обрядности татар (Нижнесергинский район Свердловской области) // от 28 октября 2021 на Wayback Machine С. 184—195.
- Чуракова Р. А. от 24 октября 2021 на Wayback Machine С. 13-14.
- , с. 431.
- , с. 132.
- , с. 615.
- , с. 331.
- , с. 36.
- ↑ .
- .
- , с. 591.
- , с. 32.
Литература
- Покров / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 127–128. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Деды / Виноградова Л. Н. , Толстая С. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 45. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Елизаров М. . — Л. : Ad Marginem, 2013. — 432 с. — ISBN 5911031167 .
- Земцовский И. И. Поэзия крестьянских праздников. — Л. : Советский писатель, 1970. — 635 с. — (Библиотека поэта. Большая серия.- 2-е изд.).
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 426—432.
- Логинов К. К. // / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2003.
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 508—509.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
- / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3 .
- Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М. : ИЭА РАН , 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2 .
- Терентьева Е. Ю. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ. — М. : МГУ, 2012.
- Терещенко А. В. . — М. : Русская книга, 1999. (по изд. 1847—1848 гг.).
- Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Фурсова Е. Ф. . — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН , 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6 . от 29 мая 2007 на Wayback Machine
- Чичеров В. И. . — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
Ссылки
- от 4 марта 2011 на Wayback Machine
- от 9 июня 2013 на Wayback Machine // Российский этнографический музей
- от 22 октября 2021 на Wayback Machine
- 2020-09-29
- 2