Interested Article - Иван Годинович
- 2021-10-07
- 1
Иван Годинович (иначе Иван Годенович , Иван Гаденович или Иван Гординыч ) — богатырь из былин Владимирова цикла.
Сюжет
Былины о нём открываются обычным пиром у князя Владимира Красно Солнышко . Иван Годинович, племянник князя Владимира, один сидит на пиру невесел, и на вопрос князя, чем он озабочен, говорит, что хотел бы поехать в Чернигов (в других версиях — в Золотую орду , к ляховинскому королю или в Индию ) посватать за себя дочь купца Дмитрия Марью (иначе Настасья, , Душа Дмитревна). Владимир одобряет его желание и дает ему в товарищи Илью Муромца , Алешу Поповича , Добрыню Никитича и Василия Казимировича , с которыми Дмитрий и едет свататься .
Когда Дмитрий отказывает Ивану Годиновичу в руке дочери, так как она уже просватана за царя Афромея Афромеевича (в других версиях — Фёдора Ивановича с хороброй Литвы, царища Вахромеища, Одолища Кошчевича , Кощея Трипетовича ), Иван Годинович силой увозит Марью. На пути в Киев дружина Ивана Годиновича встречает звериные следы — вепря, кобылы, тура или лани — и Иван Годинович отсылает сопровождавших его богатырей в погоню за зверями. Оставшись один с невестой, он ложится с нею в шатре, но в это время настигает его Афромей Афромеевич и вызывает на бой. Иван Годинович повалил Афромея, хотел вспороть ему грудь и просит невесту подать ему нож, но Марья помогает Афромею Афромеевичу победить богатыря и привязать его к дереву. Затем Афромей с невестой ложатся в шатре .
В это время прилетает на дерево ворон (иначе два голубя, две лебеди), и человечьим голосом говорит, что не суждено Афромею не владеть Марьей Дмитриевной, а суждено владеть ей Ивану Годиновичу. Разгневанный Афромей Афромеевич пускает в ворона стрелу, которая, обратившись назад, убивает самого стрелка. Марья, опасаясь за свою судьбу, хочет отрубить Ивану Годиновичу голову, но сабля скользнула и рассекла только путы, которыми был связан Иван Годинович. Былина оканчивается жестокой расправой Ивана Годиновича с невестой, которой он сначала отсекает руки, затем ноги, губы и наконец голову .
Культурный анализ
Согласно « ЭСБЕ », сюжет былины об Иване Годиновиче относится к широко распространенным бродячим сюжетам о неверных женах, невестах, сестрах. Параллели былине указаны исследователями в великорусских сказках и в легендарном рассказе из жития Иосифа Волоцкого по рукописи XVI века . Особенно близка к былине малорусская песня об Иване и Марьяночке, помещенная в сборнике Кольберга . Сходство с былиной простирается не только на детали рассказа, но и на имена (Иван и Марья). Южно-славянские (сербские и болгарские) песни того же сюжета указаны и рассмотрены М. Г. Халанским в его книге: « Великорусские былины киевского цикла » . Схожий сюжет в сербских песнях « Бановичь Страхинья » , « Марко Кралевич и неверная девушка » , болгарской песне об « Искрене и Милице » . Профессор Халанский считал вероятным, что великорусская былина об Иване Годиновиче это переделка зашедшей на Русь югославянской песни того же мотива . Польская версия аналогичного сюжета рассказана в хронике Богуфала, а именно в повести о « Вальтеже и Гельгунде », была указана Либрехтом . Восточные индийские однородные рассказы отмечены Теодором Бенфеем . Русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог В. Ф. Миллер предполагал, что в былине об Иване Годиновиче был обработан и приурочен к Владимирову циклу бродячий сказочный сюжет пришедший на Русь с Востока .
Исследователь былинного эпоса В. Я. Пропп критикует утверждение, что сюжет былины — не русский, а пришедший либо с Востока через Византию и южных славян, либо с Запада, а также гипотезу, что былина является поздней и имеет ярко выраженный сказочный характер. По мнению Проппа, былина о Иване Годиновиче, имея ряд отличий от других русских былин (в частности, в отличие от былин о Садко и Михайле Потыке , главный герой не случайно находит суженую, а целенаправленно ищет невесту), но в целом она имеет русские корни, является ранней (а в некоторых частях даже архаичной), а от сказки отличается построением сюжета и идейной направленностью .
Примечания
- ↑ Вс. Миллер. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- .
- См. статью А. Веселовского (« Журнал Министерства народного просвещения » № 263, стр. 35—38)
- « Pokucie », II, стр. 17
- Халанский М. Г. « Великорусские былины киевского цикла », страницы 115—120.
- Вук Караджич, II, № 44.
- Filipovič «Kral. Marko», 1880, № XXII.
- Сборник Дозона, № 34.
- Халанский М. Г. « Великорусские былины киевского цикла », стр. 126
- См. «Orient und Occident» I 125, III 357 и «Zur Volkskunde» стр. 40.
- «Pantschatantra» I, 437—438, II 303—306.
- . feb-web.ru . Дата обращения: 10 июня 2021. 18 мая 2021 года.
Литература
-
Миллер О.
«Илья Муромец» (стр. 369—379)
- Веселовский А. «Русский эпос и новые его исследователи» (« Вестник Европы » за июль 1888 года).
- .
- Пропп В. Я. « ».
- 2021-10-07
- 1