Interested Article - Марк Ключник

Марк клю́чник день в народном календаре у славян , приходящийся на 25 апреля (8 мая) .

Название происходит от имени апостола Марка . В народном представлении святого иногда называли ключником , потому что верили, что он владеет ключами от дождей .

Другие названия

рус. Марк , Марков день , Бабий праздник , Птичий праздник ; укр. Марко-ключ ; белор. Марк, Сільвестр , Станіслаў ; серб. Марковдан, Марко-Градобиjа ; болг. Мирко-Градобия ; словен. Veliki prošnji dan ; польск. Dzień św. Marka, Św. Marek .

Обряды и поверья

Евангелисту Марку молятся при разных недугах, о любви и мире супругов, о покровительстве семейного очага. Хлеборобы — с просьбой ниспослать дождь . В эти дни дождю пели славу: «Даст небо дождь, а земля — рожь», «Малый дождь землю грязнит, большой — очищает», «Три дождя в апреле да один в мае — тысячи дождей стоят» .

К этому дню «валом валят певчие птахи стаями», то есть в деревнях ждали прилёта певчих птиц .

Хозяйственные крестьяне выходили утром смотреть на конопляное поле: если птиц на нём много, то ожидали хорошего урожая конопли. Тогда по возвращении домой они бросали по двору конопляные семена как для домашних, так и для диких птиц .

В некоторых местах крестьяне в этот день отправлялись ловить специальными тенетами (ловчими сетями) чижей (моск., тул.) .

«Небо ярко — бабам в избе жарко» , «Марк-ключник отпирает сундуки». Старались перетряхивать зимнюю одежду и обувь и вывешивать на солнце для просушки. Хозяйки мыли в доме полы и лавки с настоем из крапивы, убирались .

Сербы отмечали этот праздник из-за грома, града и вихря, поскольку, по поверью, тому, кто работает в этот день, святой Марк уничтожит градом посевы .

На Украине и в Польше обряды и запреты дня соблюдались ради предупреждения засухи. К Марку у поляков приурочены запреты строить заборы и копать землю (аналогичные тем, которые у восточных славян связывались с Благовещением ). В этот день никто не городил заборов и даже не вбивал в землю кольев, иначе считалось, что с Маркова дня до Петрова в этой местности не выпадет ни одной капли дождя. У нарушителя этого установления вырывали колья из земли и разрушали заборы. В других местах заборы, построенные на Марка Ключника, разбирали только в том случае, если долго не было дождя; в этот день служили молебны о дожде .

На западе югославянского ареала (в Хорватии , Славонии , Словении , у банатских болгар , в Воеводине ) на Ключника имели место первые весенние обходы полей (соотносимые с восточнобалканскими юрьевскими , русскими вознесенскими и др.), совершаемые для защиты от непогоды и полевых вредителей. Процессия во главе со священником обходила село, все поля и виноградники; перед каждым из них она останавливалась, и священник благословлял посевы. После этого люди срывали немного освященных зеленых колосьев, которые приносили домой и впоследствии использовали, например для лечения; по завершении процессии все отправлялись в церковь, где также совершался молебен .

У сербов Суботицы (Воеводина) на 16-летних девушек впервые одевали прву сеилу , белое шёлковое платье, положенное лишь взрослым, в котором они посещали церковь или гуляния . По этому платью односельчане судили о том, что девушка уже готова к браку (см. Инициация , Кумление ) .

В восточной Славонии, Боснии и Далмации это был поминальный день с посещением кладбищ, где на могилах оставляли яйца .

Поговорки и приметы

  • Даст небо дождь, а земля — рожь .
  • Три дождя в апреле да один в мае — тысячи дождей стоят .
  • Тёплые дожди в апреле, и в особенности в конце месяца — благословение полям.
  • Прилёт певчих птиц стаями .
  • На Марка небо ярко, бабам в избе жарко .
  • Если на Марка пташки летят на конопляники, то будет урожай конопли .

См. также

Примечания

  1. , с. 177.
  2. , с. 183.
  3. , с. 199.
  4. .
  5. , с. 111.
  6. , с. 211.
  7. , с. 184.
  8. , с. 217.
  9. , с. 149.
  10. , с. 167, 227.
  11. .
  12. .
  13. , с. 227.
  14. , с. 185.
  15. , с. 39.

Литература

  1. Марк, Марков день / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 183—185. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  2. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  3. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  4. Калинский И. . — М. : Терра, 1997. — 301 с. — ISBN 5-300-01265-3 .
  5. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  6. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  7. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М. : Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2 .
  8. Сахаров И. П. . — СПб. : Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  9. Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
  10. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
  11. Петровић П. Ж. Марковдан // . — Београд: Нолит, 1970. — С. 211. — 317 с. — (Библиотека Синтезе). (сербохорв.)
  12. Pośpiech Jerzy. Zwyczaje i obrzędy doroczne na Śląsku. — Opole : Instytut Śląski w Opolu, 1987. — 326 с. (польск.)

Ссылки

  • .
  • .
  • .
Источник —

Same as Марк Ключник