Interested Article - Снорри Стурлусон

Сно́рри Сту́рлусон ( исл. Snorri Sturluson ; 1178 , — 23 сентября 1241 , Рейкхольт ) — исландский скальд , прозаик, историограф и политик. Снорри больше всего известен как автор Младшей Эдды , состоящей из « Видения Гюльви » ( Gylfaginning ), где излагаются сюжеты скандинавской мифологии , « Языка поэзии » ( Skáldskaparmál ) и « Перечня размеров » ( Háttatal ). Общепринято, что Снорри является автором « Круга земного » ( Heimskringla ), хотя некоторые ученые это мнение оспаривают. «Круг Земной» — это обширный свод саг, посвященных норвежским конунгам от легендарных времен вплоть до 1177 года. Снорри также приписывают авторство « Саги об Эгиле » и « Отдельной саги об Олаве Святом ». Помимо своей литературной деятельности Снорри известен и как политик: происходя из знатного рода Стурлунгов , он принимал активное участие в общественной жизни Исландии, дважды избирался законоговорителем на альтинге .

Биография

Ранние годы

Снорри Стурлусон принадлежал к богатому и влиятельному роду Стурлунгов . Он родился примерно в 1178 году. Родителями Снорри были (умер в 1183 году) и . У Снорри было два старших брата — и .

С трёх или четырёх лет Снорри рос в доме , родственника норвежских королей, в Одди . Это было связано с тем, что, когда отец Снорри, Стурла, судился с Палом Сёльвасоном, жена последнего набросилась на Стурлу с ножом, желая, как она говорила, сделать его подобным его герою Одину (то есть одноглазым), однако смогла лишь полоснуть Стурлу по щеке. Так как сумма компенсации сделала бы Пала нищим, Лофтссон в качестве компенсации Стурле предложил взять на себя воспитание Снорри.

Таким образом, Снорри получил образование и обзавёлся связями, которых он не смог бы получить, останься он дома. Йон Лофтссон был внуком как норвежского короля, так и знаменитого учёного Сэмунда Мудрого , что позволило Снорри набраться учёности. Он более не вернулся в родительский дом. Стурла Тордарсон умер в 1183 году, и мать Снорри Гудню растратила его долю наследства. Йон Лофтссон умер в 1197 году, а в 1199 году Снорри женился на Хердис Берсадоттир и получил от её отца богатый хутор Борг.

Снорри и Хердис прожили в Борге четыре года, у них родилось несколько детей. В конце концов Хердис устала от постоянных измен Снорри, и, когда в 1206 году тот переехал в усадьбу Рейкьяхольт ( исл. Reykjaholt ), сейчас Рейкхольт , она осталась в Борге. В Рейкьяхольте у Снорри родилось еще несколько детей от других женщин.

Общественная деятельность

Снорри быстро получил известность как поэт и одновременно как юрист. В 1215 году он был избран законоговорителем альтинга . Летом 1218 года Снорри оставил Исландию и отправился в Норвегию, где его принял король Хокон IV и бывший при нём регентом ярл Скули Бардарсон . Зиму он провёл в гостях у ярла Скули. Он получил от короля и ярла в подарок ладью, на которой приплыл в Швецию, и писал восхваляющие их стихи. В 1219 году Снорри встречался с законоговорителем Швеции и его женой , от которых, вероятно, получил сведения о ранней истории Швеции.

Снорри интересовался в первую очередь историей и культурой, но норвежский двор был заинтересован в нём как в политике. Он получил титул королевского стольника (скутильсвейна): вероятно, Хокон и Скули рассчитывали на его поддержку в альтинге при обсуждении вопроса о присоединении Исландии к Норвегии.

В 1220 году Снорри вернулся в Исландию, а в 1222 году вновь стал законоговорителем (и оставался им до 1232 года). В альтинге Снорри выступал как сторонник норвежского короля, что настроило против него многих могущественных вождей.

Многие вожди считали недопустимым, что Снорри был придворным норвежского короля и в то же время членом альтинга. Снорри, в свою очередь, хотел консолидировать своё влияние в Исландии и использовать его для передачи страны в руки короля. В 1222 году он попытался жениться на внучке Йона Лофтссона Сольвейг, но его опередил его соперник и племянник Стурла Сигхватсон. Это привело к междоусобным столкновениям, и Снорри собрал армию под началом другого племянника Бёдвара Тордарсона и своего первого сына Орекьи, но накануне битвы со своим братом Сигхватом и его сыном Стурлой Сигхватссоном предложил перемирие. Сигхват и Стурла напали на Снорри и вытеснили его во фьорды на западе Исландии.

Хокон IV попытался вмешаться, пригласив ярлов на переговоры в Норвегию. Сигхват понимал, чем это грозит вождям, и стал призывать своих противников принять предложение короля. Стурла захватил в плен Орекью, пригласив его в Рейкьяхольт якобы на переговоры, и Торлейва Тордарсона (двоюродного брата Снорри), который прибыл поддержать его, но поссорился из-за вопросов единоначалия.

С 1224 года Снорри стал жить с , богатой вдовой и внучкой Йона Лофтссона, с которой они воспитывали детей Снорри. До взрослых лет из них дожило пятеро.

В 1237 году Снорри решил отправиться в Норвегию. Во второй свой приезд Снорри гостил у ярла Скули, однако влияние последнего уже падало. В 1240 году Скули Бардарсон был убит сторонниками Хокона. В 1239 году король запретил всем исландцам выезд из страны, но Снорри его ослушался. В 1241 году враг Стурлунгов Гицур Торвальдссон получил от короля разрешение захватить Снорри и привезти его за ослушание в Норвегию. 21 сентября пятеро людей Гицура ворвались в Рейкьяхольт и, выпытав у священника Арнбьёрна, что Снорри спрятался в подвале, зарубили его и сожгли сам хутор.

Литературное наследие

Снорри известен в первую очередь благодаря своей « Младшей Эдде », своеобразному путеводителю по мифологической традиции для поэтов. «Видение Гюльви» основано на тех же источниках, которые послужили основой для составления « Старшей Эдды » (в частности, произведения, известные нам как « », « Речи Гримнира », « Речи Вафтруднира »). В «Языке поэзии» Снорри разъясняет языковые приёмы (в частности, кеннинги ), принятые в традиции, и привлекает множество мифологических сюжетов для их объяснения. Наконец, «Перечень размеров» представляет собой список скальдических стихов, выбранных как образцы того или иного размера. Среди других произведений, приписываемых Снорри, — Круг Земной , Сага об Эгиле , .

«Младшая Эдда» примечательна также тем, что Снорри предлагает в нем эвгемеристическую трактовку происхождения скандинавского пантеона. Он считает асов обожествлёнными вождями и героями. Сам Снорри был христианином, поэтому он начинает Эдду с пролога, где кратко пересказывает библейский миф о творении и гомеровскую историю о Троянской войне. По его версии, Один был потомком троянцев, подобным Энею , основателю Италии. Рассказ же о собственно скандинавской мифологии подаётся после от имени вымышленных персонажей — конунгов-мудрецов Высокого, Равновысокого и Третьего.

В честь Снорри назван кратер на Меркурии .

Ссылки

  • Anthony Faulkes. (pdf). Snorri Sturluson. Kolloquium anläßlich der 750. Wiederkehr seines Todestages pages 59-76. Tubingen: Gunter Narr Verlag (1993). Дата обращения: 17 июня 2008. Архивировано из 12 июля 2006 года.
  • в проекте «Гутенберг»
  • М. И. Стеблин-Каменский.

Библиография

  • Snorri Sturluson. . — København, 1900.
  • Snorri Sturluson. Heimskringla, Bd I-III. — Reykjavik: «Íslenzk fornrit», 1941—1951.
  • Стурлусон С. / Издание подготовили О. А. Смирницкая , М. И. Стеблин-Каменский . — М. : Наука , 1970. — 254 (138) с. — ( Литературные памятники ). — 45 000 экз.
  • Стурлусон С. = Heimskringla / Издание подготовили А. Я. Гуревич , Ю. К. Кузьменко , О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. — М. : Наука, 1980. — 687 с. — ( Литературные памятники ). — 25 000 экз.

О Снорри Стурлусоне и его произведениях

  • Nordal S. Snorri Sturluson. — Reykjavik, 1920.
  • Paasche F. Snorre Sturlason og Sturlungerne. — Kristiania, 1922.
  • Гуревич А. Я. . — М. : Наука, 1972. — 200 с. — ( Из истории мировой культуры ). — 20 000 экз.
  • Стеблин-Каменский М. И. . — Л. : Наука, 1984. — 247 с. — 11 200 экз.
Источник —

Same as Снорри Стурлусон