Interested Article - Мотив (искусство)

Мотив ( фр. motif , от лат. motivus — подвижный ) — составная часть композиции , постоянно используемая в каком-либо произведении, например, в картине , росписи, вышивке, орнаменте .

В музыке мотивом называют «наименьшую самостоятельную единицу формы», равную одному метрическому такту, развитие которой осуществляется посредством многообразных повторений и преобразований . Такое определение полностью соответствует функции мотива в архитектуре , орнаменте , изобразительном и декоративно-прикладном искусстве .

Развитие изобразительной композиции также осуществляется во времени и пространстве посредством видоизменений и трансформаций различных мотивов. В основе любой композиции лежит некоторая идея (выражаемая словесно или изобразительно). Например, в живописи или архитектуре: идея возвышения, равновесия, напряжения либо, напротив, умиротворения, завершённости, целостности. При этом во всех модификациях изобразительной формы сохраняются скрытые инварианты (постоянные архетипы мышления). Каждой идее соответствует определенный архетип: вертикаль, крест или квадрат, треугольник, горизонталь, окружность. Количество таких архетипов, иначе называемых модусами ( лат. modus — образец, образ действия, способ), ограничено, но их сочетания рождают бесконечную вариативность.

Форму выражения идеи и соответствующего архетипа мышления именуют темой ( греч. θέμα — положенное, установленное). Тема произведения искусства, согласно иерархическому принципу содержательно-формальной целостности, становится содержанием для новой формы — мотива. Так, например, в музыке из отдельных мотивов складывается «тема с вариациями», или лейтмотив ( нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — повторяющаяся музыкальная фраза, гармонический оборот, то же, что в изобразительном искусстве «направленность формы». Так в архитектуре: арка — разновидность строительной конструкции — является темой, а повторяющийся ряд арок — аркада , — мотивом архитектурной композиции определенного художественного стиля . Ряд полуциркульных арок является мотивом романского искусства , стрельчатых — характерный мотив готики , подковообразных — арабского и испано-мавританского зодчества, « римская архитектурная ячейка », соответственно названию, — типичный мотив древнеримской архитектуры; полуциркульная арка, опирающаяся непосредственно на капители колонн, — одна из основных тем архитектуры эпохи Итальянского Возрождения .

Мотив — относительно самостоятельная и завершённая в себе модульная композиция, но от сочетания и взаимодействия различных мотивов, рассматриваемых в движении во времени и пространстве, появляются новые мотивы и темы. Так, из зигзага возникает мотив волны или меандра , из ромба — мотив трельяжа , из раскрепованного карниза — «волнение стен» в архитектуре стиля барокко . Поэтому мотив является основой (структурным элементом) формообразования любого орнамента .

В произведениях изобразительного искусства — живописных, скульптурных, графических произведениях — мотивы имеют важное иконографическое значение. Отсюда известное выражение живописца или рисовальщика: «ходить на мотив» (в значении идти «на натуру», в поисках подходящего мотива для изображения).

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х томах. — М.: Прогресс. — Т. 2, 1986. — С. 664
  2. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 357
  3. Власов В. Г. . Архитектурная композиция: Опыт типологического моделирования //Архитектон: известия вузов. — 2012. — № 3(39). — URL: от 22 января 2013 на Wayback Machine
  4. Соколова Т. М. Орнамент — почерк эпохи. — Л.: Аврора, 1972
  5. Henze W. Ornament, dekor und zeichnen. — Dresden, 1958

Галерея

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Мотив (искусство)