Interested Article - Древнерусский орнамент

Серебряный браслет с древнерусским звериным орнаментом из клада в Старой Рязани , вторая половина XII века

Древнерусский орнамент — совокупность орнаментальных узоров, распространённых в Древней Руси , один из видов древнерусского декоративно-прикладного искусства. Имел влияние и за пределами Древнерусского государства, в частности в Польше , Моравии и Скандинавии .

Определение

Орнамент в произведениях древнерусского искусства редко являлся предметом специального исследования в работах отечественных историков и искусствоведов. Палеографом В. Н. Щепкиным были выработаны методологические основы изучения древнерусского орнамента. Он заложил основы генетического анализа орнамента, выявляя его исходный элемент (мотив) и характер его изменений (удвоением, делением и т. д.). Также, Щепкин сформулировал механизм создания композиций из отдельных элементов, в котором комбинация мотивов в орнаменте происходит на основании инстинктов симметрии и ритма . Наконец, он дал характеристику орнамента в целом, определив, что орнаменты различаются между собой:

  1. по содержанию своих мотивов,
  2. по способу их сочетания,
  3. по характеру своей рамы.

По-видам можно чётко выделить распространение звериного и растительного орнамента в Древней Руси; по Щепкину, последний значительно проявился в первую очередь в орнаментации древнейших русских летописных книг, подчеркивая то, что в основе растительного орнамента лежит всего лишь один простой мотив — ветка .

На металле

Холодное оружие

Холодное оружие в Древней Руси орнаментировалось не так часто; в основном узор наносился на трофейные оружия. Большим исключением являются мечи, рукоятка которых часто подвергалась инкрустированию . Среди таких мечей особо выделяют:

  1. меч из Карабичева с рукоятью европейско-русского типа и орнаментом византийского типа (1-я половина XI века);
  2. меч из Фощеватой (коваля Людоты) с рукоятью древнерусского типа (X века);
  3. меч из погребения дружинника в Киеве (X века);
  4. меч скандинавского типа с днепровских порогов (X века);
  5. фрагмент именного меча с надписью «слав» (XI века) .

С XII века получают распространение сабли , которые ковали из заготовок из науглероженного железа, после чего проводили многократную закалку по особо сложной технологии, в результате чего получалось изделие с наиболее твёрдым лезвием . Как и мечи, на рукоятках некоторых сабель тоже прослеживаются следы инкрустирования серебром .

Из орнаментированных топоров наибольшее внимание привлекает так называемый «топорик Адрея Боголюбского», являющийся, по сути, топориком-чеканом (топором с молоточком на аршинной рукояти), инкрустированном близко к звериному стилю. На передней стороне топора — образ пронзаемого змея в виде кириллической буквы «а», по мнению Кирпичникова, соотносящийся с содержанием древнерусских былин . С обратной стороны — изображение двух птиц. Сам топорик датируется периодом XI—XIII веков.

Украшения

Древнерусские литые перстни с геометрическим (выпуклым) орнаментом
Орнаментация перстней со щитками и печатками, конец XIII века

Среди украшений личного убора древнерусского населения орнаментальный узор присутствовал чаще, чем на оружии, в конечном счёте эволюционировав в так называемый звериный стиль . Некоторые дорогие предметы обихода могли быть распространены как у знати, так и среди простых граждан .

Из личного убора также выделяют древнерусские бронзовые толстопластичные перстни , от простых перстней отличающиеся литым орнаментом из трёх-пяти клейм, в каждом из которых помещён элемент сложного орнаментального узора . Этот тип перстней впервые был выделен в 1959 году М. В. Житомирской и назван ячейковым в дипломной работе «Орнаментированные перстни и браслеты вятичей». Наибольшая ширина перстня — 9 мм, длина в разверстке 60-65 мм. Отношение перстней именно к культуре вятичей у археологов не вызывает сомнения . Большинство перстней найдено только в погребениях, однако аналоги некоторых типов встречаются и в культурных слоях населения. Литейные формы для изготовления этого типа перстней не найдены. Большинство перстней датируется XI веком, к более раннему периоду относятся лишь единицы.

Серебряный колт и прорись древнерусского орнамента (слева) из клада в Старой Рязани , вторая половина XII века

На 14 экземплярах перстней замечены остатки эмали: красного цвета (8 экземпляров), зелёного (2 экземпляра) и потерявшей цвет (4 экземпляра). Кроме них известны так называемые «княжеские» перстни со щитками и печатками, однако орнаментированные не так подробно.

Особенно ценны находки из клада, найденного в Старой Рязани в 1970 году, среди который выделяются серебряный колт и серебряный браслет с отчетливым орнаментом в зверином стиле . На серебряном колте изображен фантастический зверь в извивах ленточной плетенки с растительными завитками. Похожих чудовищ, характерных для звериного стиля XII—XIII веков можно найти на черниговских колтах . На широком браслете так же рядом с орнаментом изображены звероподобные существа; не исключено, что при его изготовлении имело место влияние славянской мифологии. Стилистическое сходство с браслетом старорязанского клада 1966 года говорит об их исполнении в одной мастерской. Отношение этого браслета к женскому убору бесспорно. Матовый чёрный фон констатирует с блеском оставленных в серебре фигур и мягкой позолотой бордюров. По-видимому, при нанесении при нанесении рисунков применяли наборы ажурных металлических трафаретов, которые позволяли повторять изображения и давать их зеркально. Благодаря свободной гравировке от руки одинаковые рисунки варьируют в деталях.

Кроме этих двух экземпляров, элементы орнамента проявляются и на других находках, включая колты, подвески и ожерелья. Всего в старорязанском кладе насчитывается свыше 40 артефактов.

На дереве (прикладное искусство)

В рукописях

Буква в виде растительного орнаменнта, Остромирово Евангелие , 1056—1057

Российский палеографом В. Н. Щепкин впервые объединил орнаментацию древнерусских рукописных сборников (полевые и заглавные украшения, заглавные буквы первой страницы «буквицы») термином растительный орнамент , главным элементом которого является ветка. Позже было принято считать, что именно этот элемент лежит в основе растительного орнамента старейших древнерусских книг: Остромирова Евангелия (1056—1057), Изборника Святослава (1073) , Мстиславова Евангелия (до 1117), Служебника Варлаама Хутынского (XII век), Юрьевского Евангелия (1119—1128) .

Ещё в начале XX века Н. П. Кондаков отмечал сходство орнаментации древнейших русских миниатюр с перегородчатой эмалью . Это же обстоятельство побудило Б. А. Рыбакова назвать рукописи с орнаментом, близким перегородчатым эмалям, финифтяными . Исследование орнаментации изделий с перегородчатыми эмалями показало, что эта близость заключает в себе нечто большее, чем простое подражание. В основе растительного орнамента оказался простой элемент — крин . Иногда он идентичен крину рукописей, иногда — не вполне, но общая схема их рисунка одна: в простейшем варианте — это трёхлепестковый цветок .

За пределами Руси

Некоторые элементы древнерусской культуры обнаружены в польских могильниках в Лютомерске, многие вещи из которых имеют аналоги в поздних варяго - русских захоронениях. Все вещи как из области ритуальных обычаев, так и материальной культуры связаны преимущественно с Русью, главным образом — с Киевской, а через неё — с культурой народов, проживающих в причерноморских и приуральских степях, а также со скандинавской и прибалтийской культурами. Можно привести ещё несколько самых отдаленных аналогий древностям Лютомерска с древнерусскими захоронениями: распределители к ремням с орнаментом из медвежьих голов, подобные найденным в селе Спасское Каминского Томской губернии над рекой Омия (между верхним течением Оби и Иртыша) , а также в селе Кыновска и в районе Перми над верхней Камой .

Комплекс признаков, отличающих эти чужие, не польские захоронения, связан непосредственно с Русью, а именно с погребениями и обрядом трупосожжения, свойственными варяжско-русским могильникам (обширные погребальные ямы и каменная обкладка, во многих случаях наличие лошадиной упряжки). По предположению Конрада Яжджевского, возникший в северославянской среде и позже распространившийся среди варягов-руси, в Польшу этот обряд погребения попал во времена Болеслава Храброго , в годы военных столкновений (1013, 1018 или 1019), когда небольшая группа влиятельных политических эмигрантов (изгоев) из Киевской Руси совместно с группой воинов, среди которых были и ославяненые варяги нашла здесь убежище, и была посажена «на покорм» подальше от границ государства. Частично христианизированные, они оставили в местной среде следы собственной культуры, но растворились среди местного населения .

На Балтике многие поступающие из Руси материальные и художественные ценности не только вовлекались в обмен между жителями балтийских побережий и Скандинавии , но и воспроизводились в местных мастерских. К этой категории относятся многочисленные вещи, такие, как резные костяные орнаментированные гребни, специфическая керамика (возможно, даже производство славянских по происхождению гончарных форм в Швеции ); изготовляются определённые виды оружия .

Особенно показательно распространение на Балтике богато декорированных мечей, позже получивших название мечей прибалтийско-скандинавского и прибалтийско-славянского типов; причём оригинальной у большинства мечей является только расписная рукоять — сами лезвия явно римского производства и датируются периодом IV—V веков. Предположительно некоторые экземпляры мечей и попали на балтские земли в V веке — первой половине VI века из бывших провинций Римской империи после её падения . Большее распространение такие мечи получили в Скандинавии и Киевской Руси , где, предположительно, и производились. Местные (скандинавские) центры производства не известны . Зато такое производство определённо установлено в некоторых других районах, на путях и в торговых центрах Великой Моравии и Киевской Руси . В Древней Руси так же было налажено производство топориков-чеканов (с молоточком на аршинной рукояти) с отличительным большим лезвием, откуда они попадали уже в Северную и Восточную Европу. .

См. также

Примечания

  1. , с. 129.
  2. , Яжджевский Конрад . Элементы древнерусской культуры в центральной Польше, с. 213—217.
  3. , с. 43.
  4. , с. 46, табл. VIII.
  5. , с. 246—251.
  6. .
  7. , с. 122—134.
  8. , Равдина Т. В. Древнерусские литые перстни с геометрическим орнаментом, с. 133—134
  9. , с. 8.
  10. , с. 21, 32.
  11. , с. 6.
  12. , с. 207.
  13. , с. 207.
  14. , с. 391—393.
  15. , с. 18.
  16. , Макарова Т. И. Симметрия в растительном орнаменте Древней Руси, с. 371, 372 (рис. 1.).
  17. Чугунов Н. С. Отчет о раскопках в 1896 году в Каминском уезде Томской губернии.-В кн.: Отчет императорской Археологической комиссии за 1896 год. СПб., 1898, с. 219—220., рис. 618, а-622 и с. 100—101. Альбом рисунков в Отчетах императорской Археологической комиссии за 1882—1898 годы, с. 305.
  18. Aspelin J. R. Antiquites du nord finno-ougrien, II. L’age du ferantiquites permiennes, s. 135, tabl. 569, 574. Отчет императорской Археологической комиссии за 1896 год, с. 95, рис. 36 а ; с. 129, рис. 455, а — д .
  19. , Йоахим Херрман . Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона, с. 32—33.
  20. Казакявичус В. от 3 февраля 2022 на Wayback Machine . Под ред. А. Таутавичуча, АН ЛитССР. Институт истории. Вильнюс, 1988.
  21. , Йоахим Херрман . Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона, с. 32.
  22. Cirpičnikov A. V. Connections between Russia and Scandinavia in the 9th and 10th Centuries? as Illistrated by Weapon Finds.- In: Varangian Problems, p. 50-78
  23. Ruttkau A. Waffen und Reiterrustung des 9. bis zur ersten Halfte des 14/ Jh. in der Slowakei.- Slovenska Archeologia, 1975, t. 23, S. 119—216; 1976, t. 24, S. 245—295
  24. , Г. С. Лебедев . Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени), с. 245.

Литература

  • Гагарин Г. Г . Собрание Византийских и Древнерусских орнаментов. — М. : Норинт , Ленинградская галерея, 1993. — 50 с.
  • / АН СССР , Институт археологии ; [Отв. ред. и авт. предисл. Т. В. Николаева]. — М. : Наука , 1978. — 447 с.
  • Даркевич В. П., Монгайт А. Л. Клад из Старой Рязани / Г. К. Вагнер. — М. : Наука, 1978. — 39 с.
  • Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. — М. - Л. : Наука, 1966. — Вып. 1. Мечи и сабли IХ-ХIII вв. — 176 с.
  • Кирпичников А. Н. , Коваленко В. П. Орнаментированные и подписные клинки сабель раннего средневековья (по находкам в России, на Украине и в Татарстане) // Археологические вести. — СПб. , 1993. — Вып. 2 . — С. 122—134 .
  • Кирпичников А. Н. // Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. — М. , 1998. — Т. 4 . — С. 246—251 .
  • Кондаков Н. П. Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. — СПб. , 1906. — С. 207.
  • Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. — М. : Наука, 1975. — С. 18.
  • Протасьева Т. Н. Византийский орнамент // Древнерусское искусство. — М. , 1974. — С. 207.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси / ответственный редактор академик Б. Д. Греков ; Академия наук СССР . — М. : 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1948. — 792 с.
  • Равдина Т. В. Хронология «вятичских» древностей : Автореф. канд. дис. / Ин-т археологии АН СССР.. — М. : [ б. и. ], 1975. — 19 с.
  • Рыбаков Б. А. Прикладное искусство и скульптура // История культуры древней Руси / под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова ; Акад. наук СССР, Ин-т истории материальной культуры. — М. - Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1951. — Т. II. — С. 396—464.
  • Щепкин В. Н. Русская палеография / АН СССР. Отд-ние литературы и языка. Комиссия по истории филологических наук. — М. : Наука, 1967. — 224 с.
  • / ред. Е. А. Мельникова . — М. : Наука, 1986.
Источник —

Same as Древнерусский орнамент