Interested Article - Неоидеализм

Адольф фон Гильдебранд . Спящий пастушок. 1871—1873. Мрамор. Старая национальная галерея , Берлин

Неоидеали́зм ( нем. Neuidealismus ) — направление в немецком искусстве второй половины XIX века. Данным термином объединяют творчество так называемых «немецких римлян» — участников « Римского кружка », а также их последователей в XX веке.

Неоидеалисты выступали с критикой академизма , салонного искусства, эклектизма, натурализма , реализма и видели основную задачу искусства в следовании «вечным» идеалам красоты. Основные положения теоретиков направления смыкались с принципами неоклассицизма.

Общая характеристика

Теоретическую основу неоидеализма составляли работы Ханса Фон Маре , Конрада Фидлера и Адольфа фон Гильдебранда . Основные идеи направления сводились к видению задачи искусства в следовании вневременным идеалам красоты, при этом само искусство воспринималось как способ преодоления «энтропии», беспорядка действительности, а создание новых форм в искусстве — как проявление особого «чистого видения» художника, то есть образного мышления, в котором продукт творчества не подражает реальности, а создаёт идеальную «новую действительность» .

В творческой практике неоидеалисты желали возродить пластическую ясность классического искусства. Произведениям мастеров данного направления — скульптуре Гильдебранда и живописи Маре — была присуща монументальность. Основные положения неоидеализма тесно смыкались с принципами неоклассицизма, но в то же время, повлияли на становление модерна и некоторые течения авангардизма , в том числе на неопластицизм , элементаризм и другие . Основной период деятельности неоиделистов ограничивается 1860—1880-ми годами. К направлению также относят некоторых художников, идейно и стилистически близких неоидеализму, например Ансельма Файербаха .

Неоидеализм стал исходной точкой при формировании самостоятельных принципов художественной формы в трудах историка и теоретика искусства Генриха Вёльфлина и формальной школы искусствознания. Также направление оказало влияние на венскую школу искусствознания, а концепция визуального мышления получила развитие в гештальтпсихологии .

В XX веке неоидеализм продолжил существование в виде творчества учеников и последователей Маре и Гильдебранда — немецких художников Ханса Тома и Людвига фон Гофмана , итальянского скульптора Артуро Мартини, участников итальянского движения новеченто . В русском искусстве положения неоидеализма прослеживались в творчестве, теории и художественной педагогике графиков Владимира Фаворского и Николая Радлова , живописца Кузьмы Петрова-Водкина , скульптора Александра Матвеева , в практике художественных группировок « Четыре искусства » и «Основа» .

Примечания

  1. .
  2. .

Литература

  • Неоидеализм // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой ; Ред. кол.: В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов , В. Д. Синюков (зам. гл. ред.). — М. : « Сов. Энциклопедия », 1986. — Т. II, М—Я. — С. 56. — 432 с.
  • / А. М. Муратов // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004—2017.
Источник —

Same as Неоидеализм