Interested Article - Реализм (искусство)

Жюль Бастьен-Лепаж « Октябрь. Сбор картофеля» (1878) Национальная галерея Виктории , Мельбурн

Реали́зм (от позднелат. reālis «действительный») — направление в искусстве, представители которого стремятся к наиболее полному и адекватному отражению действительности в её многообразии и типичных чертах .

Общие сведения

Под реализмом в узком смысле слова понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму . Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму . Подобные утверждения, канонизированные в отечественном искусствоведении середины XX века, в постсоветское время были отвергнуты. Если в качестве основных историко-художественных направлений принимаются классицизм и романтизм, то реализм или символизм, согласно иерархии понятий, под такое определение не подходят . Русский философ В. П. Руднев выделил три основных значения термина: историко-философское (противостоявшее средневековому номинализму ), психологическое (как установку сознания, принимающего первичную реальность и считающую сознание вторичным) и историко-культурное (как направление в искусстве, сторонники которого стремились как можно точнее изображать реальность). При этом следует различать понятия реальности и действительности (как частично осуществлённой реальности), а также различать понятия реализма и натурализма . В качестве примера Руднев упоминает творчество Ф. М. Достоевского , по отношению к которому термин «реализм» следует употреблять во втором значении, то есть в психологическом, но не в художественном .

Ещё одно затруднение заключается в субъективно-множественном толковании различий натурализма и реализма. «Как можно утверждать, писал далее Руднев, — что какое-то художественное направление более близко, чем другие, отображает реальность, если мы, по сути, не знаем, что такое реальность?» «Я так вижу, — говорит художник-абстракционист, и возразить ему нечего…»

Реализм в живописи

Константин Аполлонович Савицкий « Ремонтные работы на железной дороге » (1874)

Появление термина «реализм» в живописи обычно связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку в специально созданном «Павильоне реализма», хотя и до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы ( Теодор Руссо , Жан-Франсуа Милле , Жюль Бретон ). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм в академическом искусстве и импрессионизм , представители которого вначале сами себя именовали натуралистами .

В искусстве рубежа XIX—XX веков, например в живописи Италии, реалистическую позицию занимали Джоаккино Тома, Антонио Ротта , Джузеппе Пеллицца да Вольпедо , Ренато Гуттузо , Джакомо Манцу . В Милане в 1950—1960-х годах группа молодых художников дала жизнь тенденции экзистенциального реализма, нарушающего привычные идеологические нормы. Таково, к примеру, творчество .

Реализм в литературе

В любом литературном произведении различают два основных семантических уровня: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо воли художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение самим художником. С этим различием связаны два основных направления в литературе. Это «объективный реализм», ставящий задачу максимально точного воспроизведения действительности, и «идеалистический реализм», видящий предназначение искусства в дополнении действительности чувствами и мыслями художника, поскольку они также представляют собой «мысленную реальность». В российской публицистике и литературной критике указанный смысл термина «реализм» впервые определил Д. И. Писарев . До этого момента термин «реализм» употреблялся, в частности А. И. Герценом , лишь в философском значении логического позитивизма , в качестве синонима понятия « материализм » (1846) .

Чеслав Знамеровский . « Зелёные Озёра ». 250 х 145 см, 1955

Однако со временем и эта концепция получила дальнейшее развитие, в том числе под влиянием теории лингвистической относительности и принципа дополненной реальности . Поэтому термин «реализм» имеет в литературе, как и в других видах искусства, относительное и противоречивое значение. Так, согласно В. П. Рудневу, литература отражает не действительность, а язык «средней языковой нормы». Следовательно, если читателю всё понятно и близко, это реализм. Если же писатель изобретает что-то новое и не всегда понятное читателю, это формализм или модернизм . «В этом смысле, — писал Руднев, — никоим образом нельзя назвать реалистами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова, которые не подчинялись средней языковой норме, а, скорее, формировали новую. Даже роман Н. Г. Чернышевского нельзя назвать реалистическим, скорее это авангардное искусство » .

Реализм в театре

Реализм в театре, как реалистическая драма, представляет собой промежуточный жанр , граничащий и с трагедией , и с комедией , в котором конфликт обычно не доводится до трагического конца. Его существенной чертой является острая актуальность, интерес к современности и злободневности. Стремление к точности изображения является настолько определяющим для реалистов, что даже при обращении к прошлому, они остаются столь же щепетильными к фактам, как при изображении типов и событий современной им жизни .

Магический реализм

Магический реали́зм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира . В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин « магический реализм » использовался немецким критиком Францем Рохом для описания « новой вещественности » — жанра живописи.

Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки , майя , чибча , инки . Уже в произведениях, имеющих индейские корни, написанных индейцами или испанскими и португальскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты , встречаются все составляющие чудесной реальности .

Магический реализм — это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с . В 1925 году критик Франц Рох использовал этот термин для описания картины, которая положила начало возвращения к реализму после экстравагантности экспрессионистов , которые изменяли внешний вид объектов для проявления их внутренней сущности.

Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году . Вот что он писал: «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям» .

Хотя термин редко употребляется в теории кинематографии , многие фильмы следуют канонам магического реализма. В кино, как в остальных жанрах искусства, можно проследить связь магического реализма с экспрессионизмом .

См. также

Примечания

  1. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C. 14, 250
  2. Реализм // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Алпатов М. В. Задачи научного анализа искусства и художественной критики // Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М. - Л. , 1939. — С. 3—10.
  4. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. — М. : Искусство, 1994
  5. Наливайко Д. С. Искусство: Направления, течения, стили: В 2 т. — К. : Мистецтво, 1981. — Т. 1.
  6. Власов В. Г. Морфология как историческое структурообразование искусства // Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб. : Изд-во С-Петерб. университета, 2017. — C. 172—223.
  7. Руднев В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. — М. : Аграф, 1997. — С. 252—254.
  8. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М. : Педагогика, 1983. — 416 с. — 500 000 экз. — С. 150, 288—289.
  9. Daniele Campo. (итал.) . www.laviemoderne.it. Дата обращения: 25 мая 2019. (недоступная ссылка)
  10. Сухов А. Д. Философский материализм Д. И. Писарева // Философия и общество: Герцен, Александр Иванович. — 2005. — Вып. 1 (38).
  11. Кулешов В. И. от 8 сентября 2011 на Wayback Machine . — М. : Просвещение , 1972.
  12. Руднев В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. — М. : Аграф, 1997. — С. 254—255.
  13. Реализм // Театральная энциклопедия: [В 6 т.] / Гл. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1961—1967.
  14. Шаршун С. Магический реализм // Числа. — 1932. — № 6. — С. 229.
  15. // Мир фантастики . — 2014. — № 135, ноябрь.
Источник —

Same as Реализм (искусство)