Системное искусство
- 1 year ago
- 0
- 0
Системное искусство ( англ. Systems art ) — вид современного искусства , основанный на принципах кибернетики и теории систем . Его предметом являются естественные и социальные системы, а также социальные признаки самого художественного мира .
Системное искусство возникло как часть первой волны концептуального искусства , получившего популярность в 1960-х и 1970-х годах. Тесно связанные и перекрывающиеся течения — антиформализм, кибернетическое искусство , генеративные системы, процесс-арт , системная эстетика, системная живопись и системная скульптура.
К началу 1960-х годов в абстрактном искусстве возникло новое направление — минимализм , истоки которого прослеживались до геометрической абстракции через работы Малевича , Баухауза и Мондриана , и которое отвергло идеи относительной и субъективной живописи, сложности абстрактных экспрессионистских поверхностей и эмоционального духа времени и полемика вокруг живописи действия . Минимализм утверждал, что чрезвычайная простота может охватить всё сущностное представление, необходимое в искусстве. Термин «систематическое искусство» ( англ. Systematic art ) был введён в употребление в 1966 году Лоуренсом Аллоуэем как описание метода, который художники, такие как Кеннет Ноланд , Аль Хельд и Фрэнк Стелла , использовали для создания абстрактных картин .
Минимализм в живописи, представленный такими художниками, как Фрэнк Стелла , в отличие от других областей искусства, является модернистским направлением. В зависимости от контекста минимализм может быть истолкован как предшественник постмодернизма . С точки зрения авторов, которые иногда классифицируют его как постмодернистское движение, ранний минимализм начинался и расцветал как модернистское направление, рождавшее передовые работы, однако вскоре несколько художников отказались от этого направление в пользу антиформализма.
В конце 1960-х годов термин Роберт Пинкус предложил термин « постминимализм» , чтобы обозначить минималистское искусство, имеющего содержание и контекстные обертоны, отвергнутые минимализмом. Этим термином характеризовались работы Евы Гессе , Кита Сонниера, Ричарда Серра и новое творчество бывших минималистов: Роберта Смитсона , Роберта Морриса , Брюса Наумана , Сола Левитта , Барри Ле Ва. В то же время Дональд Джадд , Дэн Флавин , Карл Андре , Агнес Мартин , Джон Маккракен продолжали создавать картины и скульптуру позднего модернизма до конца своей карьеры.
Акустическая обратная связь и использование зацикленных лент, синтез звука и компьютерная композиция отражали кибернетическое понимание информации, систем и циклов. Эти методы получили широкое распространение в музыкальной индустрии в 1960-х годах. Визуальные эффекты электронной обратной связи стали предметом художественного поиска в конце 1960-х годов, когда видеооборудование впервые вышло на потребительский рынок. Стейна и Вуди Васулька, например, использовали «всевозможные комбинации аудио и видео сигналов для генерирования электронной обратной связи на соответствующих им носителях» .
Благодаря работам Эдварда Игнатовича, Вэнь-Ин-Цая, кибернетика Гордона Паска и анимистов-кинетиков Роберта Бриера и Жан Тенгели в 1960-е годах возник вид кибернетического искусства, полагающийся на общие внутренние и взаимные связи живого и технологии. В конце 1960-х возникла и теория кибернетического искусства. Такие писатели, как Джонатан Бентхолл и Джин Янгблад, искали вдохновение в кибернетике и кибернетическом. Наиболее влиятельными авторами этого направления были британский художник и теоретик Рой Аскотт , опубликовавший эссе «Искусство бихевиоризма и кибернетическое видение» в журнале Cybernetica (1966-67), а также американский критик и теоретик Джек Бернхем. В книге «За пределами современной скульптуры» ( Beyond Modern Sculpture , 1968) Бернхем создал на основе кибернетического искусства обширную теорию, утверждающую стремлении искусства подражать и, в конечном итоге, воспроизводить жизнь . В том же 1968 году куратор Джесия Рейнхардт организовала выставку Cybernetic Serendipity в Институте современного искусства в Лондоне .
Генеративное искусство алгоритмически генерирует, подбирает или выстраивает произведение, используя систему, заданную компьютерной программой , математическим, механических или случайным автономным процессом. Соня Лэнди Шеридан подготовила программу по генеративным системам в Школе Института искусств Чикаго в 1970 году как ответ на социальные изменения, вызванные отчасти революцией в области компьютеров и робототехники . Программа, объединившая художников и учёных, ставила целью сделать художника активным участником исследования современных научно-технологических систем и их связи с искусством и жизнью. В отличие от копи-арта, генеративные системы стали частью исследований, направленных на создание элегантных и простых систем, предназначенных творчества широких масс населения. Художники программы пытались преодолеть разрыв между элитой и новичками, упрощая коммуникацию между ними и таким образом передавая первичную информацию большему количеству людей в обход посредников .
Процесс-арт — направление современного искусства, а также творческое мировоззрение, где конечный продукт искусства и ремесла, , не является основной целью. «Процесс» в процесс-арте означает процесс формирования произведения: сбор, сортировка, сопоставление, ассоциация и структурирование. Процесс-арт связан с реальным делом; произведение рассматривается как ритуал и перформанс . Процесс-арт часто требует внутренней мотивации, обоснования и интенциональности . Поэтому искусство рассматривается как творческое путешествие или процесс, а не как результат или конечный продукт. В художественном дискурсе предвестниками процесс-арта провозглашаются произведения Джексона Поллока . Процесс-арт в его отношении к серендипности имеет ярко выраженные пересечения с дадаизмом . Изменения и мимолетность являются неотъемлемыми частями творческого процесса .
В 1966 году британский искусствовед Лоуренс Аллоуэй ввёл термин «систематическое искусство», чтобы описать тип абстрактного искусства, характеризуемого использованием очень простых стандартизированных форм, обычно геометрических по своему характеру, либо в одном общем изображении, либо в системе повторяющихся изображений, организованной в соответствии с очевидным принципом. Он рассматривал « шевронные » картины Кеннета Ноланда как пример систематического искусства, которое относил к ответвлению минимализма .
Джон Дж. Гаррис определил общие принципы, лежащие в основе таких направлений искусства XX-го века, как серийное искусство, системное искусство, конструктивизм и кинетическое искусство . Произведения этих направлений часто основаны не на наблюдении за объектами внешней среды, а на наблюдении за изображенными формами и отношениями между ними . Системное искусство, по словам Харриса, представляет собой преднамеренную попытку художников разработать более гибкий набор точек зрения. Способ его использования, при котором сам набор является объектом для подражания, а не методом познания, что приводит к институционализации предложенной модели. Но перенос значения изображения на его местоположение в рамках системной структуры не снимает необходимости определять составляющие элементы системы: если они не определены, никто не будет знать, как построить систему .
Под названием «Системная живопись» ( Systemic Painting ) в 1966 году проходила выставка в Музее Гуггенхайма . Её составили работы, собранные в качестве куратора Лоуренсом Аллоуэем. На выставке оказалось много работы, которые многие сегодняшние критики относят к минимализму . В каталоге Аллоуэй отметил, что «…картины, подобные тем, которые представлены на этой выставке, не являются, как часто утверждают, безличными. Личное не удаляется с помощью аккуратной техники: анонимность не является следствием высокой выхолощенности картины» . Позднее термин «системная живопись» стал названием для направления, в котором работали художники, использующих системный подход к определению ряда эстетических решений будущего произведения .
Системная скульптура следовала принципам системного искусства, используя повторяющиеся простые геометрические формы. Смысловое значение имела их последовательность, как в математике и лингвистике. Работы системной скульптуры основаны на расположении базовых объёмов и пустот, механически воспроизведённых поверхностей и алгебраических преобразованных формах .