Interested Article - Сандунова, Елизавета Семёновна

Портрет Е.С.Сандуновой

Елизавета Семёновна Сандунова , до замужества Федорова, сценический псевдоним Уранова (1772(76) г. — 3 декабря 1826 , Москва ) — русская актриса и певица (лирико-драматическое сопрано , меццо-сопрано ).

Биография

Воспитанница Петербургского театрального училища. Её учителями были: по вокалу — Джованни Паизиелло и Висенте Мартин-и-Солер , Джузеппе Сарти , драматическое искусство изучала под руководством Ивана Дмитревского . На сцене с 1790 года . Елизавета Семёновна не только обладала невероятно красивым голосом, но и была замечательной драматической актрисой.

Широкую известность получила история замужества Урановой: чтобы избавиться от «ухаживаний» графа А. А. Безбородко , препятствовавшего её браку с Силой Сандуновым , она обратилась за заступничеством к императрице Екатерине II прямо во время спектакля в Эрмитажном театре . Императрица уволила директоров театров Храповицкого и Соймонова , потворствовавших притязаниям Безбородко.

«Сандуновская история» способствовала закреплению за Екатериной репутации добросердечной и милостливой государыни, что было важно на фоне преследования Н. И. Новикова , А. Н. Радищева и других инакомыслящих. Среди историков бытует мнение, что это театральное разоблачение «злодеев», идеально соответствовавшее эстетике нарождавшегося сентиментализма , состоялось если не по инициативе императрицы, то с её ведома . Пушкин изобразил похожую сцену в романе « Капитанская дочка » . Венчание Урановой и Сандунова состоялось 14 февраля 1791 года в дворцовой церкви. Императрица сама «убирала невесту к венцу».

В 1794 году Сандуновы переехали в Москву . Лучшей ролью Сандуновой на сцене Москвы была Настасья-боярышня в опере «Старинные святки» (муз. Франца Блима, либретто А. Ф. Малиновского ). Особенно было памятно москвичам её выступление в «Старинных святках» в 1812 году, после сражений при Кобрине и Клястицах :

Сандунова по обыкновению запела «Слава Богу на небе, слава!» и, когда публика ожидала продолжения арии, она вдруг остановилась, подошла к рампе и с чувством самого пламенного патриотизма провозгласила:

«Слава храброму Витгенштейну ,
Поражавшему силы вражеские, слава!
Слава храброму генералу Тормасову ,
Поборовшему супостата нашего, слава!»

Театр содрогнулся от аплодисментов и криков «ура!». Певицу заставили три раза повторить эту выходку, и три раза реакция зала была той же. Во время оваций она отступила несколько назад, и, когда зрители ожидали очередного повторения, она потрясла театр ещё сильнее. Сандунова стала приближаться к авансцене медленной походкой, лицо её было печально, тихим и дрожащим голосом она пропела:
«Слава храброму генералу Кульневу ,
Положившему живот свой за отечество!»

По воспоминаниям современников, все в зале зарыдали, плакала и певица.

После Отечественной войны, в 1813 году, Сандуновы возвратились в Петербург. В этот период лучшей ролью Елизаветы Семёновны стала Делия в опере «Весталка» . Драматическая игра её отличалась естественностью. Сандунова прославилась и как концертная исполнительница русских народных песен: «Лучины», «Чернобровый, черноглазый», «В поле липонька стояла» и других. Благодаря Сандуновой русская сцена обрела талантливого комика: для постановки «Редкой вещи» Мартина-и-Солера Елизавете Семёновне нужен был актёр на роль Титты, её выбор пал на неизвестного тогда В. И. Рязанцева .

Роли Сандуновой

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 1 октября 2016 года.
  2. . Дата обращения: 8 декабря 2013. 7 июля 2012 года.
  3. ISBN 5-253-00109-3 Судьба таланта. Театр в дореволюционной России/ Сост., вступ. ст. и коммент. Л. В. Маньковой.— М.: Правда, 1990, с.9

Литература

  • А. Шадрин. Шутка, или Наказанное вельможество/ Судьба таланта. Театр в дореволюционной России. Сост., вступ. ст. и коммент. Л. В. Маньковой.— М.: Правда, 1990, с.с. 19 — 64.
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1904. — Т. 18: Сабанеев — Смыслов. — С. 191—195.

Ссылки

Источник —

Same as Сандунова, Елизавета Семёновна