Умри, монстр, умри!
- 1 year ago
- 0
- 0
Умри, Денис, лучше не напишешь — слова, приписываемые князю Григорию Александровичу Потёмкину , которые, как считается, были сказаны им Денису Ивановичу Фонвизину после премьеры его пьесы « Недоросль » 24 сентября 1782 года . По другой версии, эти слова принадлежат Гавриилу Романовичу Державину, а не князю Потёмкину. Фраза стала крылатой и служит для одобрения чьего-либо успеха. Существует множество вариантов этой фразы от наиболее пространного « Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши: имя твоё бессмертно будет по этой одной пьесе » до самого краткого: « Умри, Денис… ».
Первое известие о знаменитой фразе появляется в самом начале XIX века . В 1805 году в журнале « Друг просвещения » по частям печатался « » митрополита Евгения (Болховитинова) . Статью о Фонвизине написал его друг и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Афанасьевич Дмитревский . Рассказывая о премьере «Недоросля» он писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе“» .
Источник анекдота в статье указан не был, а сама она стала первоисточником для всех последующих авторов. Слова эти множество раз повторялись затем в обширной литературе о Потёмкине и Фонвизине. Примечательно, что почти каждый раз они приводились в различных редакциях, по-разному. В мемуарах, статьях, книгах о Фонвизине можно насчитать до полутора десятков вариантов .
По мнению многих исследователей, Потёмкин не мог сказать этого, поскольку его на премьере «Недоросля» в Петербурге не было. Он находился в это время на юге России. Кроме того, к Фонвизину он относился не слишком благосклонно, поэтому столь восторженная реакция с его стороны представляется весьма маловероятной .