Свято-Духов монастырь (Вологда)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Во́логда в её старине́» — книга о памятниках художественной и архитектурной старины Вологды и её ближайших окрестностей, написанная искусствоведом Г. К. Лукомским при участии других членов Северного кружка любителей изящных искусств , впервые вышедшая в свет в 1914 году и несколько раз переизданная в 1980-е и 1990-е годы. Одно из наиболее полных справочных изданий по архитектуре и один из популярных путеводителей по Вологде .
Книга «Вологда в её старине» была подготовлена и издана благодаря сотрудничеству искусствоведа Г. К. Лукомского и членов Северного кружка любителей изящных искусств (СКЛИИ) — культурно-просветительского общества, основанного художниками и представителями интеллигенции, и просуществовавшему в Вологде с 1906 по 1920 годы.
Северный кружок любителей изящных искусстве в 1913 году организовал в Вологде чтение лекций по истории русской архитектуры . Эти лекции, прочитанные Г. К. Лукомским, вызвали идею об издании книги о «вологодской старине» — памятниках архитектуры и истории, декоративного и искусства в Вологде. Члены Кружка отнеслись очень сочувственно к предложенной идее, и на общем собрании 26 мая 1913 года решено было приступить к изданию книги в 1914 году. В течение лета 1913 года членами кружка было сделано несколько сот фотографий памятников местной и окрестной старины; были собраны исторические и библиографические сведения .
В работе по собиранию материала и подготовке его к печати особенно значительное участие приняли председатель кружка , члены кружка искусствоведы С. С. Перов , И. В. Евдокимов , Н. С. Серова и С. Р. Эрнст . Члены кружка К. И. Беляев , Л. А. Коноплёва, , Л. А. Масленникова, В. И. Никуличев, Е. К. Саблина помогли изданию сообщением некоторых сведений. Содействие и сочувствие изданию было оказано со стороны вологодского епископа Александра , предводителя дворянства А. Н. Неелова и городского головы Н. А. Волкова . Значительное количество фотографий было сделано художником Н. П. Дмитревским , , вологодским фотографом и самим Г. К. Лукомским .
Книга была выпущена в Петроградском издательстве « », клише подготовлены в издательстве « ». Книга вышла в свет в начале октября 1914 года двумя изданиями по 1000 экземпляров каждое: на лучшей мелованной бумаге и на глазированной веленевой . Размер книги составил 365 страниц вместо запланированных 250, количество фотографий — 195 вместо запланированных 75. В связи с чем стоимость 1 экземпляра на мелованной бумаге была заявлена в 3 рубля 75 копеек (вместо запланированных 3 рублей), 1 экземпляра на веленевой бумаге — 3 рубля (вместо 2 рублей) . Издание книги легло тяжким бременем на бюджет СКЛИИ — из необходимых 4000 рублей у кружка было 300 рублей собственных средств . Е. Н. Волковой пришлось выдать типографии Сириус свои личные векселя в обеспечение долга кружка . За первый год продажи удалось выручить 2371 рубль 13 копеек.
Издание преследовало цель изучить, описать и открыть для широкой публики, в том числе, вологодской, красоту и историческую ценность местных художественных и архитектурных памятников. Вскоре после выхода книги кружок приступил к составлению регистра архитектурных памятников вологодского края.
По утверждению одного из ведущих исследователей архитектуры Вологодской области , Уильяма Брумфилда , «для таких эстетов, как Лукомский, который в 1914 году опубликовал книгу о Вологде, такие города русской провинции представляют идеал архитектурной гармонии» . Г. К. Лукомский, предваряя книгу, недвусмысленно высказывал своё восхищение прошлым русской, и в частности, вологодской архитектуры:
…как неразрывно связано было когда-то с жизнью художественное строительство Вологды, и как значителен был запас художественной энергии у жителей её: почти всё, что воздвигнуто не позднее 75-100 лет тому назад, носит на себе отпечаток подлинной красоты…
— Лукомский Г. К. Вологда в её старине. Вместо предуведомления
…в то время как настоящее и будущее представлялось авторам безрадостным:
Бывают, конечно, моменты, когда и в наше время с особенной силой можно почувствовать необходимость этой красоты строительства. И мы знаем об этой необходимости, мы не можем себе представить, что было бы, если бы от нас отняли всю эту, созданную веками и предшественниками, строительную красоту, но мы бессознательно, и потому неблагодарно, пользуемся, однако, ею и при том мы не создаем ничего приближающегося, по художественной ценности, к образцам старины, да едва ли и будем в состоянии когда-нибудь создать что-либо подобное.
В повседневной жизни мы начинаем уже терять и это чувство необходимости художественного зодчества. Мы относимся всё равнодушнее и к нововоздвигаемому, и к порче старинного. И вот мы застраиваем, надстраиваем, совсем рушим образцы огромной ценности и красоты и воздвигаем, полные кошмарного безвкусия, новые здания.
— Лукомский Г. К. Вологда в её старине. Вместо предуведомления
Издание имело несомненный успех у критики — отзывы о нём были помещены как в специальных художественных журналах, так и в общей прессе, столичной и провинциальной. Среди опубликовавших отзывы изданий были: « Старые годы », « Аполлон », « Русский библиофил », « », « Зодчий », « Современник », « Исторический вестник », « », « », « », « Речь », « Новое время », « », « Киевская мысль », « Русская школа », « » и другие.
…выполнена трудная, кропотливая, «черновая» работа по своду разбросанных по Вологде, её закоулкам и окрестностям, драгоценных остатков истории и творчества — в единый м у з е й (и поражаешься — каким обильным, настойчиво требующим изучения музеем оказалась Вологда!).
— журнал «Аполлон» (ХЛ) № 1 , 1915 г.
Люди, подобные Г. К. Лукомскому, ценны как двигатели искусствознания. Пусть его труды далеки от совершенства, но закваска их — эта бурливая, крепкая, не русская закваска — превосходна. Лукомский был бы хорошим «бродильным» началом в нашей художественной музейной жизни. Так любить искусство, как любит Г. К., — не все могут. Не только кабинетная работа или работа в приятном поэтическом одиночестве знакома ему, но и шумная, требующая огромных нечеловеческих усилий работа, рассчитанная на много сильных плеч! И это делает он ради горячо любимого искусства. Bo многом Г. К. явился первооткрывателем, пионером. Не ему ли мы обязаны открытием «художественной провинции», не в его ли трудах познали мы прелесть доморощенного искусства русской глуши и первоклассные творения харьковских усадеб и многое другое, что не перечтёшь и не запомнишь? И до сих пор его некоторые статьи и книги часто служат нам или справочником, или исходным пунктом в продолжении работ по русскому зодчеству.
— Голлербах Э. Ф. Георгий Крескентьевич Лукомский. Материалы к библиографии и каталог выставки
В конце XX века книга выдержала несколько переизданий, в том числе как репринт в конце 1980-х и 1991 году (последний — тиражом 50 000 экземпляров), и через сто лет являясь одним из ценных источников информации и популярных путеводителей по Вологде .
Для большинства ценителей художественной культуры Русского Севера путь к ней зачастую открывался с небольшой, но очень изящно оформленной книги «Вологда в её старине», изданной в Санкт-Петербурге в 1914 году…
Прошло почти сто лет со времени издания СКЛИИ книги Г. К. Лукомского «Вологда в её старине», но она не потеряла своего познавательного и общехудожественного интереса. В последующих публикациях были уточнены или даже опровергнуты какие-то детали и факты, но до сих пор у нас нет другого столь же объёмного и увлекательного путеводителя по вологодским храмам, монастырям и окружавшим город дворянским усадьбам. К нашему несчастью, многое из опубликованного в книге мы уже не увидим никогда: ни соборов на Сенной площади , ни резных барочных иконостасов с царскими вратами, украшенными почти круглой деревянной скульптурой, ни ветряных мельниц в окрестностях города.
— Воропанов В. В. Георгий Лукомский — исследователь вологодской старины
Исследование искусства, и в частности, архитектуры Вологды было продолжено другим членом Северного кружка любителей изящных искусств И. В. Евдокимовым в его книге «Север в истории русского искусства», написанной в 1920—1921 году. Часть материалов для книги, включая бо́льшую часть фотографий, была взята из книги «Вологда в её старине» и журнала СКЛИИ « » .