Interested Article - Золотое руно (художественная группа)

«Золотое руно» — одна из художественных группировок раннего этапа формирования русского авангарда , получившая своё наименование по серии выставок с названиями «Салон Золотого руна» и «Золотое руно», проведённых в Москве с участием работ французских живописцев в 1908 1910 годах на средства промышленника, мецената и художника-любителя Николая Рябушинского . Группа (представленная российскими экспонентами) не имела устойчивого состава и с каждой выставкой заметно левела: если первоначально она состояла в большинстве своём из части художников умеренно левого объединения « Голубая роза », оставшихся под покровительством Рябушинского после ухода от него ряда ведущих «голуборозовцев» , и лишь двух примкнувших к ним более радикальных новаторов — Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой , — то на последней выставке «Золотого руна» число авангардных художников заметно увеличилось, и их работы стали определять творческое лицо группировки .

Первая выставка «Салон золотого руна» (весна 1908)

После успешно проведённой в 1907 году выставки «Голубая роза» Николай Рябушинский вместе с ранее привлечённым им к сотрудничеству в журнале « Золотое руно » секретарём парижского « Осеннего салона » поэтом и художественным критиком организовали первую крупную совместную выставку современных французских и российских художников на территории России, в Москве, — «Салон Золотого руна» (4 апреля — 11 мая 1908 года , в доме Хлудовых , угол Рождественки и Театрального проезда ) .

На выставке доминировал иностранный раздел — из 250 экспонировавшихся произведений 197 было представлено французами: от импрессионистов и постимпрессионистов до художников группы « Наби », фовистов и других новейших живописцев ; всего около 50 художников . Среди них: Э. Дега , К. Писсаро , О. Ренуар , А. Сислей , П. Сезанн , П. Гоген , В. Ван Гог , А. де Тулуз-Лотрек , О. Редон , П. Синьяк , М. Дени , Э. Вюйар , П. Боннар , Ф. Валлотон , П. Серюзье , Ж. Брак , А. Дерен , К. Ван Донген , А. Манген , А. Марке , А. Матисс , Ж. Метценже , А. Ле Фоконье , О. Фриез , скульпторы А. Бурдель , А. Майоль , О. Роден .

С российской стороны предполагалось участие групп « Мир искусства » и « Голубая роза ». Однако «мирискусники» уклонились от невыгодного для себя соседства (показывающего их зависимость от влияний французской живописи), а основная часть «голуборозовцев» отказалась не только от участия в «Салоне», но и от дальнейшего сотрудничества в журнале «Золотое руно» . В итоге российский раздел был представлен 15 экспонентами, которые и определили первый состав группы «Золотое руно»: Н. Гончарова и М. Ларионов, «голуборозовцы» И. Кнабе, П. Кузнецов , А. Матвеев , В. Милиоти , Н. Рябушинский, М. Сарьян , П. Уткин , А. Фонвизин , а также А. Карев , М. Кузнецов-Волжский (брат П. Кузнецова), Н. Ульянов , Н. Хрустачёв, М. Шитов .

Вторая выставка «Золотое руно» (начало 1909)

На второй выставке Рябушинский и Мерсеро существенно сократили французский раздел, в результате чего экспозиция утратила статус Салона. Выставка под названием «Золотое руно» (11 января — 15 февраля 1909 года , дом Хлудова, угол Рождественки и Театрального проезда) представляла 10 французских мастеров, демонстрировавших 44 работы, и 16 российских художников, показавших 111 работ .

При этом и зарубежный, и отечественный разделы отличались большей радикальностью. Французы были представлены исключительно фовистами: Брак, Дерен, Ван Донген, Ле Фоконье, Манген, Марке, Матисс, Руо , Вламинк, Фриез. Позиции неопримитивизма Н. Гончаровой и М. Ларионова в группе «Золотое руно» были поддержаны работами умеренных примитивистов « мирискусснического » толка К. Петрова-Водкина и П. Наумова ; продолжили своё участие в группе «голуборозовцы» И. Кнабе, П. Кузнецов, А. Матвеев, В. Милиоти, Н. Рябушинский, М. Сарьян, П. Уткин и А. Фонвизин, а также А. Карев, М. Кузнецов-Волжский, Н. Ульянов, И. Плеханов .

В предисловии к каталогу выставки декларировался разрыв с «эстетами-символистами» и в завуалированной форме объявлялось об отказе от общепринятых представлений о красоте: «Не ограничивая свободы творчества никакими готовыми формулами, группа „Золотого Руна“ верит, что ощущение красочной гармонии ещё не является последней задачей живописи» . Критика, отмечая идейно-художественную неоднозначность русского отдела выставки, констатировала его усиление по сравнению с первым «Салоном». П. Эттингер писал: «Разница между иностранным и русским отделами теперь… гораздо меньше бросается в глаза, ибо во втором несомненно сказывается какое-то усиление колорита, и картины в общем здесь стали ярче да, пожалуй, и бодрее. Но по-прежнему у русских художников пока не может быть речи об определённой группе, стремящейся к одной общей цели, французы же выступают как своего рода школа с ясно очерченной программой». ( Русские ведомости , 7 февраля 1909 г.) И. Грабарь признал работы М. Ларионова «лучшими вещами русского отдела»: «На стену Ларионова смотришь с удовольствием и радуешься, что этот „француз“ не хуже рядом висящих „матиссят“ » (« Весы », 1909, № 2. Февраль. С. 108.)

Третья выставка «Золотое руно» (зима 1909/1910)

Последняя выставка, спонсируемая Рябушинским (27 декабря 1909 — 31 января 1910, ул. Рождественка, дом Хлудовых), прошла без участия иностранных художников и продемонстрировала очевидный сдвиг группы «Золотое руно» на позиции неопримитивизма — за счёт усиления её радикального крыла, которое составили Н. Гончарова, М. Ларионов и примкнувшие к ним И. Машков , П. Кончаловский , А. Куприн , Р. Фальк . Участвовало 22 художника, представивших ок. 160 работ . Из «голуборозовцев» остались И. Кнабе, П. Кузнецов, Н. Рябушинский, М. Сарьян и П. Уткин, кроме них экспонировались З. Байкова, М. Деркач, А. Карев, Ф. Константинов , П. Наумов, В. Половинкин, Н. Тархов , Н. Ульянов, С. Чехонин , А. Чорчоп, М. Шитов .

«Здесь всё так ярко, что невольно хочется немного потушить эти кричащие краски. В отличие от прошлых лет „Золотое Руно“ теперь — сплошь русское, без всякой примеси иностранцев, но дух новой французской школы царствует во всех залах: отражением её основателей и продолжателей полны картины Гончаровой, Кончаловского, Ларионова, Машкова и др. Лишь Павел Кузнецов, Сарьян и Уткин сохранили свою прежнюю физиономию».

( П. Эттингер «Русские ведомости», 30 декабря 1909 г.) .

Негативно оценивая сдвиг «Золотого руна» влево и жалея о прежних работах его постоянных участников, П. Муратов иронически воздал должное организатору и всегдашнему экспоненту своих выставок:

«Неизменным остаётся только г. Рябушинский. Он рисует свои картины с обычной для него искренностью и с обычным полным неумением. Он не преследует никаких живописных задач и не увлекается никакой техникой. Он рисует свои картины „как придётся“; выходят вещицы, в которых нет ни капли искусства, но, пожалуй, есть любовь к искусству».

Утро России », 31 декабря 1909 г.) .

После весьма убыточного третьего «Золотого руна» Рябушинский прекратил как устройство выставок, так и выпуск одноимённого журнала. «Возможно, свою роль сыграло и его идейно-художественное расхождение с деятелями авангардистского движения» .

Распад группы

После прекращения спонсорской поддержки Рябушинского в группе «Золотое руно» произошло размежевание: «более разумные элементы „златорунной“ молодёжи» (М. Сарьян, П. Уткин и другие) примкнули к « Союзу русских художников » и « Миру искусства »; радикальная же её часть (М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Кончаловский, А. Куприн, И. Машков, Р. Фальк) стала искать пути к формированию нового выставочного объединения в консолидации со столь же радикальными группами новаторов — « Венок—Стефанос » ( В. Бурлюк , Д. Бурлюк , А. Лентулов , А. Экстер ) и « Новое Мюнхенское художественное объединение » ( В. Кандинский , А. Явленский , В. Бехтеев , М. Верёвкина ) . Это привело в конце 1910 года к организации масштабной совместной выставки « Бубновый валет » — одному из ключевых событий в становлении русского авангарда.

Комментарии

  1. В начале 1908 года от участия в выставках Рябушинского и сотрудничества в его журнале «Золотое руно» отказались «голуборозовцы» Анатолий Арапов , Пётр Бромирский , Владимир Дриттенпрейс , Николай Крымов , Николай Сапунов , Сергей Судейкин , Николай Феофилактов .
  2. «Матиссятами» И. Грабарь называл французских художников, представленных на выставке «Золотого руна», находившихся под влиянием А. Матисса .
  3. Характеристика, данная умеренной части «Золотого руна» критиком С. Мамонтовым Русское слово » 28 декабря 1910 г.) .

Примечания

  1. , с. 86.
  2. , с. 95.
  3. , с. 181.
  4. , с. 55.
  5. , с. 94.
  6. , с. 82—96.
  7. , с. 137.
  8. , с. 137,665.
  9. , с. 144,146,666.
  10. , с. 665.
  11. , с. 144,666.
  12. , с. 181,189.
  13. от 24 января 2022 на Wayback Machine [3-я выст.]. — М., Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1909. [в каталоге заклеены фамилии В. П. Половинкина и М. А. Шитова.]
  14. , с. 181,671.
  15. , с. 168,672.
  16. , с. 189.
  17. , с. 252,684.
  18. , с. 252—253.

Литература

  • Мартен Ж. Ю., Наггар К. Художественные связи. Париж — Москва // Москва — Париж. 1900—1930. Каталог выставки: В 2 т.. — М. : Советский художник , 1981. — Т. 1. — С. 52—63. — 384 с.
  • Гофман И. М. // Наше наследие . — М. , 2008. — № 87 . — С. 82—96 .
  • Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М. : Новое литературное обозрение , 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0 .
Источник —

Same as Золотое руно (художественная группа)