Interested Article - Треугольник (художественная группа)

«Треугольник» (Художественно-психологическая группа «Треугольник») — объединение русских футуристов 1908—1910 годов, созданное по инициативе самодеятельного художника, военного врача, приват-доцента Военно-медицинской Академии Николая Ивановича Кульбинá (1868—1917). Впервые выступила под названием «Треугольник. Художественно-психологическая группа» на выставке «Современные течения в искусстве», организованной Кульбиным в Петербурге при участии авангардистов группы « Венок » и художников более умеренных направлений в апреле-мае 1908 года . Название «Треугольник» было дано в соответствии с тремя основными цветами видимого спектра (жёлтый, синий, красный), и эмблемой группы стал знак ∆ — с жёлтой, синей и красной сторонами . На первой выставке в составе группы участвовали Н. И. Кульбин, Э. К. Спандиков, М. Э. Андерс, Л. Ф. Шмит-Рыжова, А. А. Николаев, Н. А. Фердинандов, Г. К. Бланк, Н. К. Калмаков , М. В. Дружинина, З. Я. Мостова, Л. Г. Мейстер, Т. Р. Лиандер, Э. И. Витоль, Н. Н. Гиппиус .

В марте 1909 года Кульбин организовал в Петербурге выставку своей группы под названием «Импрессионисты» и в дальнейшем использовал это же название для других выставок группы «Треугольник» ( Вильна , осень 1909; Петербург, весна 1910 — обе выставки проводились совместно с группой «Венок») . Помимо Н. И. Кульбина в выставках «Импрессионисты» от группы «Треугольник» участвовали М. Э. Андерс, Л. И. Арионеско-Балльер , Л. П. Афанасьева, А. И. Балльер , В. Д. Баранов (Баранов-Россине) , Г. К. Бланк, С. И. Бодуэн де Куртенэ , П. К. Ваулин , Е. П. Ващенко , М. Е. Вернер , Л. И. Герст-Рыжова, А. М. Городецкий (А. Гей), Б. Д. Григорьев , Е. Г. Гуро , Э. В. Детерс, А. Р. Дидерихс, А. А. Дуничев-Андреев, К. В. Дыдышко, Н. Н. Евреинов , К. И. Евсеев, М. Егоров, Н. К. Калмаков, В. В. Каменский , В. И. Козлинский , Н. И. Круковская, А. Е. Кручёных , Т. М. Кун, В. Н. Кучумов, К. П. Мазараки, М. В. Матюшин , Л. Г. Мейстер, Л. Я. Миттельман, З. Я. Мостова, В. И. Нечаев, А. А. Николаев, Е. К. Псковитинов, А. А. Рубцов, П. С. Рымша, Ю. И. Сабо, Е. Я. Сагайдачный , Н. М. Синягин, А. В. Скалон , Э. К. Спандиков, Ю. В. Шауб-Зефтинген, Н. И. Шестопалов, М. Д. Ширяев, И. С. Школьник , С. Я. Шлейфер , Л. Ф. Шмит-Рыжова, Н. А. Шмит и другие .

Кульбин был меценатом, живописцем, музыкантом, теоретиком театра, книжным иллюстратором, лектором и пропагандистом новых идей. Его называли «самой колоритной фигурой русского футуристического движения». В качестве живописца Кульбин участвовал в выставках объединения « Бубновый валет ». С 1908 года читал публичные лекции о «свободном искусстве как основе жизни», опираясь на свои медицинские знания и соединяя их с новейшими изысканиями в области психологии искусства и мистической философии. Кульбин проповедовал идею «динамического развития мира» посредством творчества человека, который является «клеточкой живой земли» и с помощью поэзии и любви становится «цветом Вселенной». По воспоминаниям Д. Д. Бурлюка , «сумасшедший доктор» читал свои лекции «беспорядочно». Кульбин был участником многих выступлений русских футуристов, стал соучредителем артистического кабаре « Бродячая собака » (1911—1915). Несмотря на экстравагантность поведения и скандальные заявления, Н. И. Кульбин стремился «вписать» русское авангардное искусство в традицию «от иконописи через символизм Врубеля к футуризму», за что был «отлучён» своими же друзьями и назван «ретроградом» .

В апреле 1909 года, сразу после закрытия выставки «Импрессионисты» группу покинули художники Гуро, Матюшин, Спандиков, Школьник, Шлейфер, недовольные деятельностью Кульбина, не согласные «с эклектичностью, декадентством и врубелизмом лидера»; в этом же году они стали организаторами « Союза молодёжи » . После весенней выставки 1910 года деятельность группы «Треугольник» фактически прекратилась, и часть её бывших членов примкнула к «Союзу молодёжи». Однако в конце 1911 года приглашённый на Всероссийский съезд художников в Петербурге Н. И. Кульбин планировал провести в рамках съезда выставку «Треугольника» и привлечь на выставку В. В. Кандинского , но выставку организовать не удалось из-за отказа Академии художеств предоставить помещение. Кульбин выступил на съезде с докладами «Новые течения в искусстве» и «Гармония, диссонанс и тесные сочетания в искусстве», а также, с согласия Кандинского, зачитал его доклад «О духовном в искусстве» . В 1912 году Кульбин участвовал в публичных диспутах о новом искусстве в Политехническом музее в Москве. В марте—апреле 1917 года Кульбин пытался воссоздать объединение «Импрессионисты — ∆», но безуспешно .

Примечания

  1. , с. 106.
  2. , с. 105—106.
  3. , с. 124,149—150,224.
  4. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932). Справочник. — СПб.: Изд-во Чернышёва, 1992. — С. 313
  5. , с. 124,150,224.
  6. Бурлюк Д. Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. — СПб.: Пушкинский фонд, 1994. — С. 33—34
  7. , с. 213—214,676.
  8. , с. 377—383,699—700.
  9. Ковтун Е. Ф. Письма В. В. Кандинского к Н. И. Кульбину // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник на 1980 год. — Л.: 1981. — С. 399—410.

Литература

  • Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М. : Новое литературное обозрение , 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0 .
Источник —

Same as Треугольник (художественная группа)