Interested Article - Газаневщина

Газаневщина — выставочная деятельность ленинградских художников-нонконформистов на официально разрешенных площадках ДК им. Газа и ДК «Невский», давшая объединительное название «Газаневщина» , в более широком смысле неофициальная художественная культура Ленинграда в 1970-е-1980-е годы — «газаневская культура».

Легендарные выставки неофициального ленинградского искусства в СССР стали важными событиями ленинградской независимой культуры и вызвали всплеск общественного интереса к современному искусству в широком многообразии направлений — от абстракционизма до поп-арта . Обозначили начало разрушения могущественной системы соцреализма в искусстве советского периода. Определили новый этап существования советского андеграунда. Оказали влияние на развитие не только российской, но и мировой культуры.

Выставки

Первая выставка состоялась в Ленинграде, в ДК имени И. И. Газа, 22—25 декабря 1974 года и стала настоящей сенсацией.

Группа неофициальных художников-нонконформистов, возглавляемая Ю. Жарких , обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. Решимость художников, длительные переговоры, а также возможность международного скандала после событий в Москве (Бульдозерная выставка), вынудили власти разрешить выставку. 52 художника представили зрителям 220 своих произведений. Четырёхдневная экспозиция в условиях полнейшей информационной блокады вызвала огромный зрительский интерес — многочасовые очереди, около 15 тысяч посетителей, подробные репортажи в иностранной прессе.

Несмотря на разброс стилей (русский авангард и русская икона, абстракционизм и поп-арт, сюрреализм и салон), выставку объединила борьба за право каждой творческой личности на самовыражение. Свобода ощущалась в каждом произведении, выставка прозвучала мощным взрывом внутренней духовной энергии, стала глотком свежего воздуха, стимулом к консолидации инакомыслящих.

В последний день выставки ее посетил первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов . После закрытия выставки состоялось её обсуждение, на котором присутствовали участники выставки и маститые мэтры ЛОСХа (Лукин, Крестовский , Каганович , Угаров и др.). Нонконформисты требовали права официально выставляться для всех отечественных художников. Официальные лица в ответ упрекали их в непрофессионализме, формализме, буржуазной направленности, чуждой Союзу советских художников . Е. Ковтун , исследователь русского искусства авангарда, выступил в защиту новаторства нон-конформистов .

Вторая выставка ленинградских художников-нонконформистов состоялась в ДК «Невский» 10—20 сентября 1975 года и закрепила успех предыдущей. В ней участвовало более 80 художников и было значительно больше картин. На выставку посетителей пускали партиями. Общий сеанс длился 40 минут. Учитывая большое количество картин, на просмотр каждой в среднем приходилось 6 секунд.

Организаторы выставки — Ю. Жарких , А. Леонов, Н. Любушкин, Е. Рухин, В. Овчинников.

  • В выставке в ДК «Невский» приняли участие: Е. Абезгауз , В. Афанасьев, В. Афоничев, А. Басин , А. Белкин, Э. Берсудский, Г. Богомолов, Л. Болмат, Л. Борисов, Ж. Бровина, В. Бугрин, А. Васильев, В. Видерман, Г. Восков, В. Гаврильчик, Ю. Галецкий, А. Геннадиев, В. Герасименко, В. Гоосс, Ю. Гобанов, Е. Горюнов, О. Григорьев, Е. Гриценко, Ф. Гуменюк, А. Гуревич, А. Данов, Ю. Дышленко, В. Егоров, Е. Есауленко, Ю. Жарких , Н. Жилина, Г. Захаров, Е. Захарова, А. Зильбер, Г. Зубков, Игорь Иванов, Г. Иванова, А. Исачев, С. Казаринов, Ю. Календарев, В. Клеверов, Ю.Козлов, А. Коломенков, Т. Корнфельд, А. Красильщиков, В. Кубасов , Б. Купин, А. Леонов, Н. Лощилов, Н. Любушкин, О.Лягачев , Т. Мамонова, А. Манусов, Г. Маркелов , А. Маслов, Ю. Медведев, В. Михайлов, В. Мишин , Саша Морев , В. Некрасов, Ю. Никшюл, В. Овчинников, А. Окунь, Сима Островский, М. Петренко, Ю. Петроченков, Д. Плаксин, А. Полушкин, А. Путилин, Б. Рабинович, А. Рапопорт, , В. Рохлин, Е. Рухин, Ю. Рыбаков , В. Слепушкин, В. Смирнов, Б. Стародубцев, И. Тюльпанов, М. Цэруш, М. Чигаркин, В. Шагин, С. Шефф, О. Шмуйлович, ЮПП (М. Таранов), И. Ясеницкий и др.

Мемориальные

Литература

  • Газаневская культура о себе / В композиции и ред. А. Басина. Иерусалим, 1989.
  • Художники "Газа-Невской культуры". Серия "Современный ленинградский авангард". Альбом. Текст Екатерины Юрьевны Андреевой. 1990.
  • Анатолий Басин , Лариса Скобкина . Газаневщина. СПб., П. Р.П., 2004. 321 с. Серия «Авангард на Неве», ISBN 5-901724-09-7
  • Из падения в полет. Независимое искусство Санкт-Петербурга. Вторая половина XX века. Санкт-Петербург, 2006. ISBN 5-93630-559-7
  • Исаак Кушнир. Наши Ниши. ООО Издательство DEAN. Санкт-Петербург, 2015
  • Исаак Кушнир. Ленинградский андеграунд. ООО Издательство DEAN. Санкт-Петербург, 2015

Примечания

  1. Лейкинд О. Л., Северюхин Д. Я. . Санкт-Петербург: Энциклопедия. Дата обращения: 29 октября 2016. 25 апреля 2017 года.
  2. Анатолий Басин, Лариса Скобкина. Газаневщина. СПб., П. Р.П., 2004, с.126-129.
Источник —

Same as Газаневщина