Лианозовская школа
- 1 year ago
- 0
- 0
Лиано́зовская шко́ла , Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов , существовавшее в СССР с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда , собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Севводстрой , располагавшегося вблизи железнодорожной станции Лианозово Савёловской железной дороги. По названию железнодорожной станции эта неформальная творческая группа надзорными органами была названа как лианозовская (одна из работ О. Рабина так и называется: «Ст. Лианозово. Бар. № 2, кв. 2»). В разных вариациях изображение этого барака встречается многократно в работах О. Рабина.
В группу входили поэты Генрих Сапгир , Игорь Холин , Ян Сатуновский , Всеволод Некрасов и художники Оскар Рабин , Николай Вечтомов , Лидия Мастеркова , Владимир Немухин , а также художник и поэт Лев Кропивницкий . Центральной фигурой был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий , а в конце 1960-х годов близок к группе был молодой поэт из Харькова Эдуард Лимонов . Барак № 2 посещали любители искусства андерграунда и иногда приобретали работы художников, тем самым оказывая им посильную материальную поддержку.
Группу принято относить к поставангардизму, с его экспериментом и взрывом канонов. Поэты уходят от претензии на абсолютность личности, свойственной авангарду начала XX века, снижают личностное начало и умаляют лирическое «я» автора, оставляя только взгляд, который с беспристрастностью видеокамеры запечатлевает окружающий мир.
Дамба. Клумба. Облезлая липа.
Дом барачного типа.
Коридор. Восемнадцать квартир.
На стенке лозунг: МИРУ — МИР!
Во дворе Иванов
морит клопов, —
он — бухгалтер Гознака.
У Макаровых пьянка.
У Барановых драка.
(Игорь Холин)
В своих стихах лианозовцы использовали язык подчёркнуто непоэтический, который можно было услышать в бараках, в магазине, на заводах — язык «маленького человека», вынужденного существовать на окраине жизни. В противовес советской поэзии, наполненной громким пафосом и призывами к борьбе с мещанством, группа ориентировалась на инфантильную , аскетическую поэзию — такова была оборотная сторона задекларированного построения коммунизма.
Я поэт окраины
И мещанских домиков
Сколько, сколько тайного
В этом малом томике:
Тусклые окошечки
С красными геранями,
Дремлют Мурки-кошечки,
Тани ходят с Ванями.
(Евгений Кропивницкий)