Interested Article - Невский-25 (объединение)

Не́вский-25 — ( англ. Nevsky-25 (art group) ) объединение художников и одноимённая сквот-мастерская существовавшая с 1987 по 1990 год в центре Ленинграда , на последнем этаже Дома Казанского собора . Инициатором созданной 13 марта 1987 года мастерской стал художник Алексей Парыгин .

История объединения

История сквота началась весной 1987 года, в день, когда четвертый этаж поставленного на капремонт (но не полностью расселенного) дома 25 по Невскому проспекту (угол Невского и улицы Плеханова ) был аннексирован молодыми художниками-экспериментаторами, представителями последней волны ленинградского андеграунда , самовольно вселившимися в бывшую коммунальную квартиру № 20 .

Невский проспект у Казанской площади . Июнь 1987 года . Слева дом № 25 ( Дом Казанского собора )

Организаторами мастерской-коммуны были Алексей Парыгин и присоединившийся к нему Леонид Кипарисов . Основная цель мастерской – возможность свободной работы и неформального общения людей, связанных с молодым экспериментальным искусством и литературой .

В сквот приезжали музыканты из Киева, фотографы из Прибалтики , художники из Армении (Арутюн Зулумян, Нарине Золян и др. ), собиратели живописи и студенты из США, Германии и других стран Европы и Азии. Регулярно проводились поэтические чтения и диалоги по современному искусству. Было напечатано несколько самиздатовских литературных сборников . В том числе, с одноименным названием «Невский 25» (авторы: Алексей Парыгин, Андрей Вермишев, Дмитрий Стрижов , Анатолий Лукхитян и другие) ; "Котоводство и кошколовство" Леонида Кипарисова (авторы: Леонид Кипарисов, Сергей Никольский и другие). Издавались малотиражные авторские книги : " Зеленая книга " , " Моя мансарда " " Цветные звуки " , " Песок " (1989-1990) Алексея Парыгина , впоследствии неоднократно экспонировавшиеся на международных и отечественных выставках, каталогизированные и описанные в профильной профессиональной литературе и получившие музейную оценку

...художник использует элементы фото-графики, вводя в книгу обработанные фотографии с видами Невского, Казанского собора, интерьера мастерской. Они дополняются его собственными графическими работами, а также аппликацией из цветной бумаги, кусочков обоев со стен мастерской. Настоящие обои художник использует и в качестве форзаца, усиливая, таким образом, ощущение от крышки переплета как двери в пространство особого мира.

Казанская площадь из окон мастерской. 1987

Проводились эксперименты по созданию и записи шумовой музыки . Объединение вынужденно закончило своё существование к июню 1990 года, через полгода после отключения всех коммуникаций и полного расселения дома, пережив не один потоп, нашествие бомжей , пожары в соседних квартирах и прочие напасти .

Поставленный на капремонт дом пять лет простоял расселенным. После реконструкции 1995—1997 годов был перестроен под торговый центр. Мансардный этаж образца 1930-х годов был полностью снесен. Нынешний 4-й этаж имитирует вид дома до перепланировки 1933 года .

Участники объединения

Всего, за три года существования объединения в его работе приняло участие несколько сот человек: художники, поэты, музыканты, философы и просто любители и коллекционеры искусства. Постоянными участниками процесса или частыми гостями сквота были: Марина Парыгина, Саша Крылова, Елена Григорьянц , Андрей и Ольга Вермишевы, Тамара Митина, Наталья Плеханова, Андрей Корольчук , Александр Борков , Владимир Иосифов , Валентин Чиков , Андрей Ефи , Александр Федоров, Анатолий Ясинский , Константин Кубланов , Антон Николаев, Наталья Муретова, Митя Бахтин, Игорь Игнатьев, Юлианна Кюнстлер, Сергей Фирсов, Андрей Акишин , Евгения Дриго, Ольга и Александр Палатниковы и многие другие.

Объединение не только не имело официального статуса, но было в прямом смысле андеграундом .

...входные двухстворчатые двери были искусно замаскированы, забиты метровыми листами старой частично проржавленной жести с приколоченными поперёк них дюймовыми досками. Из дерева и железа торчали толстые кривые гвозди (посаженные с обратной стороны на эпоксидную смолу). Все было хорошо продумано и декорации выглядели убедительно. Справа от дверного косяка свисал непривлекательный провод, с двумя оголенными контактами. Надо было замкнуть их, тогда в глубине квартиры раздавался звонок. На случай, если мастерскую покидали все, существовал способ надежно закрывать вход. Для этого использовался прочный и тяжёлый междверный крюк, и система рычагов. Дверь открывалась и закрывалась посредством выведенных наружу двух концов троса привязанных к запору. Показ новому человеку этого механизма в действии всегда производил неизгладимое впечатление.

Часть окон занятой нами квартиры выходило в небольшой внутренний двор, часть на Казанский собор , а часть на Невский проспект и Лютеранскую церковь св. Петра и Павла , в которой в то время еще был действующий бассейн.

Выставки (выборочно)

А. Парыгин. Автопортрет в мастерской. Коллаж. 1989 год. 24 х 34 см.

Художники объединения принимали участие в ряде городских выставок второй половины 1980-х годов, несколько экспозиций было организовано непосредственно на территории сквот-мастерской (1988-1989).

Из статьи Александра Каменского Что значит быть современным? (1988) :

<...> Они составляют новую поэтику, которая невольно спорит с привычными эстетическими стереотипами. Например, всем нам кажется само собой разумеющимся восторженное преклонение перед классической красотой Петербурга-Ленинграда, его гармонией и державным величием. И на этой выставке встречаются вариации подобного образного строя. Но вот висит «Ночной Невский» А. Парыгина. Грубо-шершавая фактура, темная бездна. Во мраке вспыхивают тревожные огни, они порождают резкое душевное напряжение. Ни о каком царственном великолепии городского ландшафта и не помышляешь — оно не то чтобы отбрасывается или отрицается, но уходит куда-то за кулисы, уступая место драматизму современного мироощущения. Изображен-то не «город-музей» для любопытствующих экскурсантов, а среда жизни наших дней, где ищут, любят, борются, страдают. Это и определяет восприятие <...>

Библиография

Книга художника

  • Парыгин А. Б. Моя мансарда . — Л.: Невский 25. 1990. — 24 с. [без пагинации]. Твердый переплет [21,7 х 14,8 х 1,2 см]. Тираж — 6 нумерованных экз.
  • Невский 25 (поэтический сборник: А. Парыгин, А. Вермишев, А. Лукхитян, А. Разумец, Д. Стрижов, С. Фирсов). Составитель: Парыгин А. — Л.: Невский 25. [машинописный самиздат ], 1990. — 37 с. Твердый переплет [30,7 х 22,2 см]. Тираж — 5 экз. [без указания тиража].
  • Кипарисов Л. Литературный альманах Котоводство и кошколовство. — Л. [машинописный самиздат], 1987. — 21 с.

Статьи

Примечания

  1. Парыгин А. Богема (записки художника) // Волга , 7-8, 2022
  2. Каменский А. А. Что значит быть современным? Ответ на этот вопрос ищут молодые художники. — Газета Правда , 9 сентября 1988
  3. Russian Art Archive Network .
  4. (недоступная ссылка)
  5. Альманах НЕВСКИЙ 25. – Ленинград, 1990. 30,7 Х 22,2 см. - 37 с.
  6. . Дата обращения: 29 октября 2015. 14 марта 2022 года.
  7. Дата обращения: 30 октября 2015. 24 июня 2021 года.
  8. . Дата обращения: 29 октября 2015. 14 марта 2022 года.
  9. Дата обращения: 29 октября 2015. Архивировано из 10 марта 2016 года.
  10. . Дата обращения: 29 октября 2015. 19 декабря 2015 года.
  11. Алексей Парыгин. Постурбанизм: знаки в пространстве идей. — Интервью Елене Григорьянц // Авансцена. 2023 (11), декабрь, № 3, 4. — С. 153. ISBN 978-5-907685-39-0
  12. Die Verwandlung. 25 Jahre russische Künstlerbücher 1989-2013. LS collection Van Abbemuseum Eindhoven (каталог выставки). Eindhoven, 2013
  13. Григорьянц Е. «Автографическая книга» в рамках направления Artists book» (книга художника) // сб. н. трудов по мат. 14-х Смердинских чтений. Том 160 — СПб, 2006. — С. 101-105.
  14. Grigoryants El. Absorbing the Futurist heritage: Vasily Vlasov and Alexey Parygin / The Futurist Tradition in Contemporary Russian Artists’ Books // International Yearbook of Futurism Studies / Special Issue on Russian Futurism. Ed. by Günter Berghaus. — Berlin & Boston: Walter de Gruyter . Vol. 9 — 2019, Pp. 280–283.
  15. . Дата обращения: 29 октября 2015. 14 апреля 2015 года.
  16. . Дата обращения: 29 октября 2015. Архивировано из 2 октября 2015 года.
  17. . Дата обращения: 30 октября 2015. 24 июня 2021 года.
  18. Григорьянц Е. "Книга художника": к феноменологии жанра // Петербургские искусствоведческие тетради, № 7, СПб: АИС, 2006. — С. 260-267. Цитата из статьи (о книге "Моя мансарда"). — С. 265.
  19. Парыгин А. Б. Невский-25. Субъективные записки художника. — Петербургские искусствоведческие тетради, № 31, СПб: АИС, 2014. — С. 190.
  20. Парыгин А. Б. Невский-25. Субъективные записки художника. — Петербургские искусствоведческие тетради, № 31, СПб: АИС, 2014. — С. 192
  21. . Дата обращения: 17 августа 2022. 4 марта 2016 года.
  22. Дата обращения: 3 декабря 2015. Архивировано из 8 декабря 2015 года.
  23. Дата обращения: 4 ноября 2015. Архивировано из 23 ноября 2012 года.
  24. Дата обращения: 15 ноября 2015. Архивировано из 20 декабря 2011 года.
  25. Дата обращения: 15 ноября 2015. Архивировано из 16 декабря 2011 года.
  26. Дата обращения: 3 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  27. Парыгин А. Б. Про искусство (в ритме автобиографии) // Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 58, СПб: АИС, 2020. — С. 238.
  28. Парыгин А. Б. Невский-25. Субъективные записки художника // Петербургские искусствоведческие тетради, № 31, СПб: АИС, 2014. — С. 187-194. — С. 188.
  29. Каменский А. А. Что значит быть современным? Ответ на этот вопрос ищут молодые художники. — Правда , 9 сентября 1988.
  30. от 17 июля 2023 на Wayback Machine ПДФ
  31. . Дата обращения: 21 марта 2020. 21 марта 2020 года.
  32. Walter de Gruyter . International Yearbook of Futurism Studies / Special Issue on Russian Futurism. Ed. by Günter Berghaus. — 2019
Источник —

Same as Невский-25 (объединение)