Interested Article - Новеченто
- 2021-04-21
- 1
«Новечéнто» ( итал. Novecento — «XX век») — неоклассическое течение в итальянском искусстве начала XX века. Название течения возникло по ассоциации с классическими наименованиями периодов развития итальянской культуры ( кватроченто , чинквеченто ), но создаёт особенную игру слов, позволяющую читать: «девятисотые годы» и «новосотые годы» (nove — девять, novita — новость, новинка) .
История
Идеи нового течения в итальянском искусстве, главным образом в живописи, были провозглашены в 1922 году писательницей, журналисткой, редактором социалистической газеты «Avanti!» (Вперёд!) и возлюбленной Бенито Муссолини , Маргеритой Сарфатти . Программа нового искусства предполагала возвращение от модернистских течений футуризма и экспрессионизма к «подлинному реализму» и «национальному классицизму» как истинному культурному наследию Италии, сложившемуся в эпоху итальянского Возрождения .
Авангардистские течения осуждались как чуждые национальному чувству итальянцев, а непререкаемым образцом предлагалось считать искусство итальянского Возрождения . Соответствующие воззвания, написанные Сарфатти, публиковались в выпусках газеты «Avanti!» и, позднее, звучали в выступлениях Муссолини . В дальнейшем после разрыва отношений с Маргаритой Сарфатти, став диктатором, Бенито Муссолини сам возглавил художественное течение «национального итальянского искусства», термин «новеченто» вошёл в официальный лексикон фашистского режима и тем самым приобрёл негативное значение в истории искусства XX века.
Новеченто в живописи
В 1922 году в Милане была образована группа художников «Nostro Novecento» («Наши девятисотые»), обязавшихся воплотить провозглашённую социалистами художественную программу. В группу вошли семь живописцев: Ансельмо Буччи , Леонардо Дудревилль , Джан-Эмилио Малерба , Пьетро Маруссиг , Марио Сирони , Убальдо Оппи , Акилле Фуни . Художники впервые выставили свои работы в декабре 1922 года в Миланской галерее Пезаро. В 1924 году на Биеннале в Венеции группа новечентистов показала новые произведения (за исключением У. Оппи). К ним примкнули другие художники, жаждавшие перемен в искусстве и общественной жизни. Участников объединили идеи «католического возрождения». Художественную основу новеченто составили рационализм и неоклассицизм , понимаемые как способы «возвращения к порядку». Живописцы и скульпторы стремились вернуться к ренессансной классике, восстановить преемственность национальной культуры, прерванную космополитическим искусством авангарда начала XX века. Новечентисты группировались вокруг журнала того же названия, основанного в 1926 году писателем и журналистом Массимо Бонтемпелли . Члены группы выступали против академизма и формализма, одновременно объявив войну модернизму, эстетизму, сентиментализму и символизму. Они провозгласили возврат к простоте образов и «суровой правде героев и мифов, достойных XX века».
В 1926 году М. Сарфатти организовала в Милане новую выставку «Новеченто», на которой были представлены работы 110 итальянских художников, среди них были и бывшие футуристы . С 1926 года расширенная группа стала называться «Novecento Italianо» (Итальянское Новеченто). В эти же годы неоклассические тенденции проявились в живописи «метафизиков»: Джорджо де Кирико , Карло Карра , Джорджо Моранди , Артуро Мартини, Джакомо Балла , Фортунато Деперо , Джино Северини . Третья экспозиция состоялась в 1929 году. Свои идеи «метафизики» излагали в журнале «Пластические ценности» (Valori plastici), что отвечало общим тенденциям развития неоклассицизма и рационализма в искусстве как «возврата к порядку» (retour а̀ l’ordre). Новое искусство поддержали фашисты, отсюда странный сплав неоклассической и националистической идеологии, а также негативное отношение к этому движению в последующие годы.
В творчестве многих художников новеченто особое место занимало монументальное искусство. В 1933 году М. Сирони, М. Кампильи, К. Карра и А. Фуни опубликовали «Манифест монументальной живописи» (Manifesto della pittura murale), в котором назвали монументальное искусство аутентичным выражением «фашистского стиля», идеально сочетающего «античное и новое», основанного на строгости и ясности композиции. Эти идеи отражают фрески Де Кирико, Фуни, Кампильи, и мозаики Северини, показанные на 5-й Триеннале декоративных искусств в Милане в 1933 году . К движению новеченто были близки многие итальянские художники, официально не входившие в это объединение: Эрнесто Базиле , Джулио Аристид Сарторио , Джованни Коста , символисты и футуристы .
Новеченто в архитектуре
К живописцам присоединились архитекторы: Пьеро Порталуппи , Убальдо Кастальони, Себастьяно Ларко, Джино Поллини, Карло Энрико Рава, Джузеппе Пагано , Луиджи Фиджини, Гвидо Фретте. Члены группы исповедовали идеи рационализма. Наиболее известные архитекторы новеченто: Джованни Муцио , архитектор, писатель и «отец» итальянского дизайна Джио (Джованни) Понти , Эмилио Ланчья, Марчелло Пьячентини . Оригинально творчество итальянского архитектора «второго футуризма» Джузеппе Терраньи . В 1922 году он стал членом фашистской партии, испытал влияние раннего футуризма в лице Антонио Сант-Элиа . В 1926 году в Милане Терраньи вместе с архитекторами Адальберто Либерой , Убальдо Кастальони, Луиджи Фиджини, Гвидо Фретте, Джино Поллини основал «Группу семи» (Gruppo 7).
Тогда же был опубликован Манифест группы. В 1930 году Либера вместе с «Группой семи» основал «Итальянское движение за рациональную архитектуру» (MIAR: «Movimento Italiano di Architettura Razionale»). Либера был одним из организаторов и участником Первой (1928) и Второй (1931) «Выставок итальянской рациональной архитектуры». Другое название новой итальянской архитектуры: stile littorio («ликторский стиль»). Русские конструктивисты, в частности В. А. Веснин, именовали его неоромантизмом .
К движению новеченто в архитектуре относят также Чезаре Баццани , Джованни Микелуччи , Винченцо Пилотти , Анджоло Мадзони .
Фашистская архитектура представлена в фильме знаменитого фотографа и кинорежиссёра Лени Рифеншталь о пятом съезде национал-социалистической партии в Нюрнберге «Победа веры» (1933) и в фильме «Триумф воли» (1935). Консультантом первого фильма был немецкий архитектор-функционалист, член Германского Веркбунда Генрих Тессенов . В 1934 году главным архитектором Германского Рейха Адольф Гитлер назначил Альберта Шпеера (1905—1981). Ему приписывают создание «теории исторической ценности руин», согласно которой через тысячу лет от архитектуры фашистской Италии и Германии должны остаться не груды строительного мусора, а величественные руины, подобные руинам Древнего Рима (сравним высказывание Ле Корбюзье : «От хорошей архитектуры остаются величественные руины, от плохой — груда строительного мусора»). Выставки художников новеченто проходили в Кёльне (1928) и Барселоне (1929), на IV Триеннале прикладного искусства в Монце (1930).
В 1932 году в Риме состоялась Выставка фашистской революции («Mostra della Rivoluzione Fascista»). Выставку открыл Бенито Муссолини, посвятив её десятой годовщине марша фашистов на Рим. Грандиозной планировалась Всемирная выставка 1942 года в Риме (EUR: «Esposizione Universale di Roma»). Её проведению помешала война, но архитектурные сооружения, частично достроенные в 1950-х годах, составляют важный этап развития европейского неоклассицизма. В 1939—1941 годах А. Либера работал в Югославии и СССР. Его архитектурное творчество складывалось под воздействием германского Веркбунда . Как дизайнер он проектировал мебель, бытовые изделия промышленного производства. Модернизированного классицизма придерживался миланский архитектор Пьеро Порталуппи (1888—1967). После крушения фашистского режима и поражения Италии во Второй мировой войне художественное движение новеченто прекратило существование .
Примечания
- Irene de Guttry. Guide to Modern Rome. — Roma: Edizioni De Luca, 2001. — P.10
- Власов В. Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. — Малый лексикон искусства. — СПб.: Азбука-Классика, 2005. — С. 177
- Novecento. Documenti. Ariccia: Magic Press, 1980
- Новеченто // БРЭ. — URL: от 1 августа 2021 на Wayback Machine
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitectur. München: Prestel, 1992. S. 423
- Frampton K. Modern Architecture. A Critical History. London: Thames&Hudson, 1980. Pp. 214—218
Литература
- «Новеченто» // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 657. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
- Sylvia Martin «Futurismus», Köln, 2005
- Лазарис В. Три женщины. — Тель-Авив: Ладо, 2000. — С. 7—220. — 622 с.
- Муромцева О. В. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 2. Под ред. А. В. Захаровой. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2012. — С. 304—309. — ISBN 978-5-91542-185-0 .
- 2021-04-21
- 1